На этой неделе, 24 января, корпорации «Тактическое ракетное вооружение» (КТРВ) исполнилось 15 лет. Факт создания корпорации путем преобразования федерального государственного унитарного предприятия «Государственный научно-производственный центр «Звезда-Стрела» в акционерное общество зафиксирован в Указе Президента РФ № 84 от 24.01.2002 г.
Головной офис корпорации, а также КБ и производственные мощности бывшего КБ «Звезда-Стрела» расположены в подмосковном Королеве. Сегодня в КТРВ входят десятки предприятий, а возглавляет «ракетную фирму» доктор технических наук Борис Обносов.
КТРВ создает, производит и поставляет как Министерству обороны РФ, так и на экспорт широкую номенклатуру управляемого вооружения для самолетов дальней, морской и фронтовой авиации классов «воздух-воздух», «воздух-поверхность», авиационные средства поражения подводных лодок, а также морские ракеты классов «корабль-корабль», «берег-корабль» и средства защиты. КТРВ обладает правом осуществлять самостоятельную внешнеторговую деятельность по сервисному обслуживанию и ремонту экспортных образцов, выпускаемых ее предприятиями.
КТРВ находится на переднем крае разработок в нескольких областях высокоточного вооружения. В первую очередь к ним относится создание гиперзвуковых ракет. Причем, к 2020 году предполагается получить сразу две ракеты, прошедшие весь комплекс испытаний и готовых к принятию на вооружение. Этими разработками занимается реутовское отделение НПО машиностроения. Это корабельная ракета «Циркон», которая должна развивать скорость от 6 М до 7 М. И «изделие 4202» (аэробаллистическое гиперзвуковое боевое оснащение) со скоростью 7М-12М. Это боевой блок перспективной баллистической ракеты «Сармат». И «Циркон», и АГБО недоступны для систем ПРО, как существующих, так и перспективных, благодаря не только гиперзвуковому полету на низкой высоте, но и способности маневрировать как по курсу, так и по тангажу при помощи аэродинамических рулей.
В Сирии сравнительно недавно состоялась премьера самой дальнобойной в мире стратегической крылатой ракеты «воздух-поверхность» Х-101, носителями которой являются стратегические бомбардировщики-ракетоносцы Ту-95 и Ту-160. Ракета имеет дальность, равную 5500 км, при максимально возможном удалении от цели на этой дистанции до 10 метров. Вес боевой части ракеты — 400 кг. Модификация Х-102 оснащена ядерной боеголовкой мощностью 450 килотонн. Высокая вероятность прорыва ПРО противника обеспечивается целым рядом решений, среди которых низкая заметность (ЭПР — 0,01 кв.м.) и изменяемый профиль полета на высотах от 30 м до 10 км. Ракета была принята на вооружение совсем недавно — в 2013 году. И, как говорится, сразу в бой.
Х-101 — дозвуковая ракета. Среди продукции КТРВ есть и сверхзвуковые. К оружию со «средним возрастом», но все еще сохраняющим требуемую боевую эффективность, относится ракета «воздух-поверхность», выпускающаяся в противокорабельной и противорадиолокационной (для уничтожения РЛС систем ПВО и ПРО противника) модификациях, Х-31. Она принята на вооружение в 1989 году. Ракета легендарная, в ней впервые в мире был использован прямоточный воздушно-реактивный двигатель (ПВРД). Способна доставлять боевую часть массой 110 кг на расстояние от 110 км до 250 км с максимальной скоростью до 3,1 М. При маловысотном полете с огибанием рельефа местности скорость снижается до 2 М.
Ракета Х-58, также и противокорабельная, и противорадиолокационная, способна развивать скорость, равную 3,6 М, наивысшую в данное время в классе крылатых ракет. Высокую динамику полета обеспечивает твердотопливный реактивный двигатель. Ракета средней дальности — до 250 км, используется в самолетах фронтовой авиации. Самая «продвинутая» модификация — противорадиолокационная Х-58УШКЭ. Она предназначена для использования в создаваемом в ОКБ Сухого перспективном авиационном комплексе фронтовой авиации Т-50. В настоящий момент проходит испытания ракеты.
Практически все ракеты, принятые на вооружение в 80-х-90-х годах, периодически модернизируются. Это относится и к ракете «воздух-поверхность» Х59 «Овод». Модификация Х-59МК2 в настоящий момент проходит испытания. Она дозвуковая, но обладает способностью прорыва ПВО и прекрасной точностью, что обеспечивается многоканальной системой управления ракеты, использующей несколько способов наведения на цель. О сложности разработки и производства этого изделия косвенно свидетельствует стоимость одной ракеты, равной 16 млн. рублей.
И, наконец, о самой загадочной ракете «воздух-поверхность», предназначенной для оснащения дальних бомбардировщиков Ту-23М3, — Х-32. Ее называют «убийцей авианосцев». В прошлом году ракета прошла государственные испытания и в этом году должна поступить на вооружение частей Дальней авиации России. Загадочной является ее скорость, которая в наиболее «восторженных» источниках указывается равной 5600 км/ч. Но это уже область гиперзвука, где действуют совсем другие физические эффекты, связанные с движением летательного аппарата в облаке плазмы. И где и полет, и его управляемость, и поддержание гиперзвуковой скорости длительное время, и перегрузки при маневрировании — все это крайне усложняется. Поэтому будем ориентироваться на более «трезвые» источники, которые настаивают на 4000 км/ч, это близко к 4 М, но чуть ниже.
Ракета бронированная, в связи с чем выдерживает очередь 20-миллиметровой авиационной пушки или два попадания ракеты AIM-9, вес БЧ которой составляет 9 килограммов. И при этом способна нести «лишний вес» на высочайшей скорости на расстояние в 1000 км. Двигатель — ЖРД.
Атака на авианосную ударную группу (АУГ), в которую входит авианосец и корабли сопровождения, обеспечивающие оборону, выполняется с высоты 40 км практически вертикальным пикированием. Это существенно снижает вероятность уничтожения Х-32 противоракетами. При этом ракета интеллектуальная. Атака на АУГ осуществляется массированным пуском ракет. Они, обмениваясь между собой информаций, распределяют между собой цели, чтобы действовать наиболее эффективно.
Фото ТАСС
Полную хронику событий новостей России за сегодня можно посмотреть (здесь).