25 января бывшие бойцы украинских добровольческих батальонов «Донбасс» и «Айдар», а также ряд народных депутатов из их числа заблокировали участок железной дороги в Луганской области. По словам активистов, это было сделано для того, чтобы пресечь торговлю с непризнанными Киевом территориями.
«Ветераны АТО» во главе с нардепом Семеном Семенченко еще в конце прошлого года выдвинули властям ультиматум по прекращению любых экономических отношений с ДНР и ЛНР, а когда срок его истек, приступили к активным действиям. Протестующие перекрыли участок железной дороги и заблокировали пустые вагоны, которые должны были привезти уголь из ЛНР на подконтрольную Украине территорию. Семенченко сообщил, что «рядовые сотрудники МВД, пограничники, сотрудники СБУ поддержали действия ветеранов». «Ветераны», тем временем, вызвали сварочный аппарат, чтобы приварить поезд к рельсам, и нарекли свой блокпост «Редут Богдана». Позднее активисты заблокировали еще один участок железной дороги.
Блокада дорог различными «ветеранами» и активистами для Украины не редкость. Достаточно вспомнить экономическую и энергетическую блокаду Крыма бывшими бойцами т.н. «АТО» и крымско-татарскими активистами. Но если на то мероприятие украинские власти смотрели сквозь пальцы, а может, и поощряли, то теперь они забеспокоились. Дело в том, что блокада «атошников» действительно не позволяет ввозить уголь из ЛНР на территорию, подконтрольную Киеву, а это может привести к самым неприятным последствиям.
Во-первых, как рассказал заместитель министра по вопросам оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц Георгий Тука, по заблокированной ветке осуществлялось снабжение углем Счастьинской ТЭС. А она является единственным источником электроэнергии для всей Луганской области, в том числе для той ее части, которая подчиняется Киеву.
Донецкий блогер Денис Селезнев написал, что по негласной договоренности ЛНР отправляла уголь Украине, а та взамен не отключала республику от электроснабжения. Но сейчас «ветераны» решили нарушить сложившийся статус-кво.
Судя по высказываниям некоторых «активистов», им все равно, что жители Луганской области, даже на подконтрольной Киеву территории, могут остаться в мороз без тепла и света. Ведь они всех зачисляют в «сепаратисты». Проблема в том, что остаться без энергии могут не только жители Востока.
Как написал на своей странице в «Фейсбуке» глава Луганской областной военно-гражданской администрации Юрий Гарбуз, «если снабжение топлива не будет восстановлено, без энергоносителей останутся теплоэлектростанции центральной и западной Украины». Осудил акцию и глава СБУ Василий Грицак, призвав депутатов отправиться воевать, а не блокировать железную дорогу. «Без этого угля мы не можем обойтись, насколько мне известно от чиновников Минэкологии», — заявил Грицак.
Еще в середине декабря представители «Блока Петра Порошенко» говорили, что готовы отказаться от закупки угля на неподконтрольных территориях. Якобы, внутренней добычи ресурсов и закупок угля из ЮАР достаточно для потребностей Украины. Кроме того, Киев вынашивал планы по закупке сырья у Китая. Тем не менее, глава ДНР Александр Захарченко утверждал, что без угля Донбасса Украине зимой не выжить. Судя по реакции киевских властей, это недалеко от истины. Правда, к силовому решению ситуацию они не переходят, во-первых, чтобы не провоцировать бойцов добробатов, а во-вторых, потому что Семенченко обладает депутатской неприкосновенностью.
Сам Семенченко в своих воззваниях утверждает, что информация о том, что Украине угрожает энергетический коллапс без угля Донбасса, не соответствует действительности. По его мнению, все дело в бизнес-интересах украинской элиты, которая дешево скупает луганский и донецкий уголь, а потом дороже продает его собственным ТЭС.
Но эксперты, в частности, директор энергетических программ Центра мировой экономики и международных отношений НАН Украины Валентин Землянский объясняют, что без антрацита из ДНР и ЛНР стране не перезимовать.
— Любая блокада перемещения товаров, особенно критического импорта, к которому относятся энергоносители, создает риски. Склады нужно пополнять углем, и чем системней это происходит, тем лучше, особенно в период прохождения отопительного сезона. Поэтому первый вопрос к блокировщикам — это вопрос выбора времени для блокады. Если им так уж хотелось бороться с незаконной, по их мнению, торговлей, то логичней делать это не в отопительный сезон и не действовать по принципу «назло маме отморожу уши». Тем более что уши можно отморозить в самом прямом смысле.
Для поставок антрацита есть еще несколько путей, и пока не все они перекрыты. Но вопрос в правомерности действий этих «гражданских активистов». Поставки, которые проходили последние два года, были согласованы между представителями непризнанных республик и кабинетом министров Украины. Разрешения были получены в правоохранительных органах и так далее. Если бы активисты ставили перед собой задачу контроля над соблюдением этих договоренностей — это один разговор. Но блокада не приведет ни к чему, кроме обострения ситуации. Смысла в ней с точки зрения достижения политических результатов я не вижу, а вот экономические потери могут быть большие.
— Активисты утверждают, что украинские ТЭС могут обойтись без донбасского антрацита, так ли это?
— Всего на Украине функционируют 14 теплоэлектростанций. Из них семь (шесть, если исключить Луганскую) работают на углях антрацитовой группы, которые добывают в основном в Донбассе. Их перевод на другую группу углей, во-первых, стоит больших денег. Во-вторых, на Украине просто нет необходимого объема газовых углей марки «Г» (на которых работают остальные ТЭС) для того, чтобы обеспечить все станции.
Нужно понимать, что вся эта инфраструктура строилась в Советском Союзе. Под каждую шахту и качественные характеристики добываемого там угля и создавались ТЭС и сопутствующее оборудование, чтобы не возникало проблем со сжиганием сырья. Трипольская ТЭС под Киевом работает на антраците, как и Змиевская ТЭС под Харьковом, поэтому нехватка антрацита — это проблема не только Луганской или Донецкой областей.
На Западной Украине ТЭС действительно рассчитаны на угли марки «Г», потому что они созданы под Львовско-Волынский угольный бассейн. В СССР не знали слова «логистика», но знали, что такое транспортные затраты. Было понятно, что гораздо выгоднее использовать местный газовый уголь, чем тащить антрацит с Донбасса.
— Украинские политики неоднократно заявляли, что уже готовы отказаться от угля Донбасса благодаря импорту из ЮАР и других стран, насколько это соответствует действительности?
— Это абсурд. Можно, конечно, закупать уголь за рубежом. Но проблема в том, что его недостаточно ни по объемам, которые предлагаются на мировом рынке, ни по пропускной способности и техническим характеристикам украинских портов. Украине в месяц нужно порядка 800 тысяч тонн угля антрацитовой группы, а в случае сильных морозов и миллион. Из этих 800 тысяч при самых благоприятных раскладах 400 тысяч можно протащить через порты. Остальное придется завозить из Донбасса или из России. Поэтому повторю, что экономической логики в том, что делают активисты, нет. Это политическая акция, которая может привести к обострению ситуации на Востоке.
Донецкий блогер Денис Селезнев разъясняет, что ситуация угрожает не только Украине, но и жителям ЛНР.
— Что касается ДНР, то республика имеет профицит в производстве электричества и от Украины в этом вопросе никак не зависит. На территории республики расположены несколько крупнейших тепловых станций, которые работают на данный момент максимум на треть мощности.
Что же касается ЛНР, то тут ситуация куда плачевнее. ЛЭП, которые связывали бы мощности ДНР и ЛНР нет, так как вся бывшая Луганская область (за некоторыми исключениями) опиралась на производство электричества в городе Счастье, севернее Луганска. На эту ТЭС запитана как украинская, так и республиканская части бывшей области. ТЭС ввиду боевых действий выведена из единой энергосистемы Украины и соответственно обеспечивает только потребителей в непосредственной близости. Уголь на нее стабильно поставлялся из ЛНР по железнодорожной ветке к станции. Вот эту ветку и заблокировали отморозки.
— Чем это грозит республиками?
— Для ДНР эта блокада ничем не грозит, а вот для ЛНР, в случае исчерпания запасов угля — это риск остаться без электроэнергии и тепла. Однако эта ТЭС, в отличие от других станций на территории Украины, всегда имела хорошие запасы угля, и на сегодня их будет достаточно примерно на месяц работы без пополнения. Так что в течение месяца вопрос с «отморозками» нужно будет как-то решить правительству и прокуратуре Украины, чтобы не оставить без электричества около миллиона жителей Луганской области.
Хуже то, что срываются также и поставки угля на другие украинские станции, так как Украина критически зависит от ЛНР в обеспечении углем. Традиционно уже запасы на станциях находятся на критической отметке и если поставки не возобновить, «отморозки» оставят без света какую-нибудь Киевскую или Черкасскую области. Так что вопрос будет решен, а как именно и вообще, чего они хотят выторговать такими действиями, это уже украинцы сами между собой должны разобраться и произойти это должно в течение пары недель.
Фото ТАСС
Также можете посмотреть все новости Украины за сегодня