Так бизнес оценил последствия введения обязательной маркировки препаратов QR-кодами
К 2018 году отдельные лекарства могут подорожать на 20%. Это произойдет после введения обязательной маркировки препаратов QR-кодами, подсчитали в Российской ассоциации аптечных сетей (РААС). Тем временем пилотный проект по маркировке, призванный защитить фармацевтический рынок от контрафакта, стартует уже 1 февраля, а обязательными QR-коды на лекарствах планируется сделать с 1 января 2018 года.
Представители фармацевтического сообщества и производители считают, что обязательная маркировка лекарственных препаратов может привести к повышению цен. Максимальный ценовой прирост может дойти до 20%, показало исследование РААС, в котором локально рассчитали предварительные затраты производителя. Об этом «Известиям» рассказала исполнительный директор Российской ассоциации аптечных сетей Нелли Игнатьева.
— На площадке локального производителя нами произведен предварительный расчет затрат, который показал, что цены на лекарства вырастут от 10–12% плюс затраты по всей товаропроводящей цепи, что вызовет рост цен в целом на 15–20%, — рассказала Игнатьева.
По ее словам, механизм нанесения двухмерного штрихового кода требует от производителя дополнительных затрат на новое оборудование. Например, для оптового и розничного звеньев требуется как минимум прибор для считывания QR-кода, а по всей товаропроводящей цепи — дополнительный штат сотрудников и программное обеспечение. Всё это, по мнению производителей, может привести к существенным затратам.
В Росздраве сообщили, что эксперимент по маркировке лекарств стартует уже 1 февраля. В ведомстве уточнили, что в пилотном проекте примут участие 23 производителя лекарственных средств, 4 крупнейших фармацевтических дистрибутора, свыше 30 медицинских организаций и более 250 организаций розничной торговли лекарственными препаратами. Пилотный проект стартует в шести регионах: Москве и области, Санкт-Петербурге, Нижегородской, Новгородской и Белгородской областях.
— На начальном этапе эксперимента маркировка охватит свыше 60 наименований лекарственных препаратов, в том числе 10 торговых наименований препаратов, предназначенных для лечения высокозатратных нозологий, и более 30 торговых наименований лекарственных препаратов из перечня жизненно необходимых и важнейших препаратов, — отметили в Росздраве.
Как ранее сообщал Минпромторг, эксперимент должен продлиться до конца года, а с 1 января 2018 года маркировка QR-кодами уже должна стать обязательной.
Эксперты не исключают, что из-за обязательной маркировки с рынка могут исчезнуть некоторые виды лекарственных средств. Но речь идет лишь о форме выпуска: например, может исчезнуть определенная дозировка либо вместо таблеток начнут выпускать, допустим, порошок. Однако, как отмечает директор по развитию RNС Pharma Николай Беспалов, производители вряд ли захотят отказываться от стабильного дохода.
— Безусловно, кто-то из производителей сочтет, что маркировать продукцию нерентабельно. Но таких производителей будут единицы, и с рынка если и уйдут какие-то препараты, то это будут самые простейшие и дешевые лекарственные средства, которые могут быть заменены на что-то другое. Тот, кто доминирует на рынке, не захочет его терять. Поэтому потребитель вряд ли ощутит этот переход, — считает эксперт.
Отметим, ранее глава Минпромторга Денис Мантуров заявлял, что маркировка лекарств QR-кодами не повлияет на стоимость препаратов.
— Стоимость нанесения QR-кода будет равна на каждой упаковке порядка от 0,4 до 1 рубля, — говорил министр.
С ним согласен президент национальной торговой ассоциации Вадим Зуйков. Он считает, что стоимость лекарственных препаратов в России «никак не может увеличиться на 20%».
— Могу сказать, что представители фармацевтического сообщества преувеличивают. 20% — это большая величина. Тем более у нас дорогие лекарства. Цена может подняться до 2%, никак не больше. Нет ничего сложного в том, чтобы нанести QR-код. Это не так затратно, — заявил эксперт.
Эксперт в области продаж и фармацевтики «Фора-Фарм» Наталия Круглова считает, что цена лекарства не может значительно повыситься по двум причинам.
— 20% — это очень большая наценка, такой уже не существует даже в аптеках, в которых в конечном итоге продают препараты. На рынке существуют две сдерживающие составляющие. Первая — конкуренция. У нас большой доступ потребителей к лекарственным препаратам. Кроме того, в последнее время появилось много дженериков (дешевых аналогов. — «Известия»). Поэтому повышать цены на препараты будет невозможно – конкуренция будет сдерживать. А с другой стороны, существует покупательная способность, которая сейчас снизилась. И она тоже будет сдерживать цены, потому что если цены значительно повысятся, люди просто не будут покупать лекарства, — отметила Наталия Круглова.