После отмены большей части санкций Евросоюза против Беларуси в начале 2016 года многие наблюдатели сочли, что в отношениях Минска и Брюсселя наступил период очередной «оттепели» и «перезагрузки».
Однако на самом деле это была лишь передышка. Уже в конце ноября Европарламент принял резолюцию, содержащую резкую критику Белорусссии. Прогресс Минска в сфере демократических ценностей называется недостаточным, руководство страны обвиняется в «нарушении прав человека». Что же вменяют в вину Батьке? Ведь за прошедшие месяцы ничего плохого с точки зрения ЕС Батька не совершил.
Итак, резолюция Европарламента «Усилия Беларуси по отстаиванию демократических ценностей являются недостаточными».
В этой резолюции Минску припомнили всё и сразу, как будто и не было отмены санкций и попыток возобновления политического диалога.
«С 1994 года в стране не было свободных и справедливых выборов. Попытки добиться прогресса в их проведении во время президентских и парламентских выборов в 2015‑м и 2016 годах оказались недостаточными. Ключевые секторы белорусской экономики всё ещё находятся под контролем государства, ни одна новая политическая партия не была зарегистрирована с 2000 года, были применены новые способы преследования или даже тюремного заключения оппозиции», – говорится в документе.
Оказывается, что «прогресс по-европейски» на белорусских выборах заключается в том, проходит ли на выборах в органы власти прозападная оппозиция. Эта оппозиция априори не может подвергаться тюремному заключению и иным формам преследования, даже если деятельность её активистов десятилетиями сводится к тому, чтобы поднять в Минске вооружённый мятеж.
Даже свободы выбора экономической модели Беларусь не имеет: преобладание в структуре экономики госпредприятий ставится Минску в вину через запятую с «нарушениями прав человека» и на основании доминирования госсектора в экономике делается вывод о «недостаточности усилий Беларуси по отстаиванию демократических ценностей».
Евросоюз говорит с позиций ментора и учителя, указывая белорусам, какая у них должна быть экономика и кто должен побеждать на выборах, грозя за малейшее неповиновение заклеймить за «нарушения прав человека» и «отход от демократических принципов».
Европейские политики уверены, что только они обладают правом использовать правозащитный дискурс (в их-то странах, Латвии, Литве или Австрии, никаких проблем с демократией, честностью выборов и соблюдением прав человека не может быть по определению).
Правозащитная тематика превращается в политический инструмент, который «просвещённые европейцы» используют как дубину против всех неугодных. В ход эта дубина пускается в строгом соответствии с политической целесообразностью.
Когда решалась судьба ассоциации Украины с ЕС, правозащитную дубинку последовательно отводили от тогдашнего президента «Незалежной» Виктора Януковича. Европейцы раз за разом отказывались от всех своих требований к Януковичу: провести реформу правоохранительных органов, выпустить из тюрьмы политзаключённых, освободить экс-премьера Юлию Тимошенко. На следующий день после Вильнюсского саммита, на котором Янукович отказался подписывать Соглашение об ассоциации Украины с ЕС, его режим был провозглашён на Западе бандитским, а сам он стал нелегитимным президентом.
Не менее яркий пример – многолетние требования Евросоюза к белорусам отменить смертную казнь, без чего страна не может считаться соответствующей гуманитарным стандартам и соблюдающей права человека.
На США, в которых тоже есть смертная казнь, Европейский союз политического давления не оказывает, санкциями Вашингтону за отказ присоединиться к глобальному мораторию на смертную казнь не грозит, в нарушении прав человека американцев не обвиняет и отказом от политического диалога не угрожает.
По сути, Брюссель перешёл к языку дипломатической ругани, поскольку за год с лишним «прикармливания» белорусского руководства так и не смог добиться от президента Александра Лукашенко каких-либо практических шагов по геополитической переориентации Беларуси в сторону Запада.
От этого и площадная брань, скрытая за словами про смертную казнь, политзаключённых и доминирование государства в белорусской экономике.
«Да, мы ознакомились с очередным творением по Беларуси, отштампованным в стенах Европарламента. Ощущение одно – “дежа вю” или “мы это уже проходили”», – прокомментировали принятый в Брюсселе документ в белорусском МИДе.
Периоды «кнута» – попыток силой принудить белорусское руководство к дрейфу в сторону НАТО и Евросоюза (санкциями, информационной войной или организацией «цветной революции» в Минске) сменяются периодами «пряника» – отменой санкций, возобновлением диалога, намёками на предоставление кредитов МВФ и выражением «сдержанного оптимизма» по ситуации с демократией и правами человека у белорусов.
Единственный новый тезис – это «обеспокоенность» по поводу безопасности Белорусской АЭС.
Запад прямо даёт понять, что не позволит Беларуси расти, развиваться и быть устремлённой в будущее. Если Минск выберет западный вектор интеграции, то кончится это тем, что проект Белорусской АЭС заставят закрыть, как заставили Литву закрыть Игналинскую АЭС. Белорусскую экономику просто убьют с помощью структурных реформ по рецептам МВФ (Минску ведь официально ставится в вину, что «ключевые секторы белорусской экономики всё ещё находятся под контролем государства»). К власти приведут восточноевропейскую архаику, во главе страны поставят националистов-русофобов.
Что получится на выходе из Беларуси? Ещё одна экономически убитая Болгария? Вторая эмигрирующая и вымирающая Литва? Новая Украина?
Фото Cont