Съемки фильма «Матильда» Алексея Учителя финансировались через фонд пародиста Владимира Винокура, который, в свою очередь, получил заем от «Газпромбанка» через кипрский офшор Tradescan Consultant. Об этом сообщает издание The Insider. Источником информации стал продюсер Владислав Москалев, который, по его словам, был одним из соавторов проекта «Матильда», но затем покинул проект.
Он рассказал, что в свое время (после 2011 года) ему понадобилась финансовая поддержка, и он обратился за ней к Винокуру. Тот взялся обсудить вопрос с Владимиром Кожиным (на тот момент — управляющим делами президента), с которым у него были хорошие отношения.
«Мы вместе были у него в кабинете. Кстати, кабинет Кожина находится через дорогу от театра Винокура. Кожин на моих глазах набрал какой-то номер по телефону и дал команду «десять». После этого «Газпромбанк» загнал деньги на Кипр, и офшор Tradescan Consultants Ltd (100 % дочка «Газпромбанка» на Кипре), в свою очередь перевел $10 млн на кино. Еще $10 млн, насколько я понял, перевел лично Андрей Акимов, президент «Газпромбанка», на счет фонда Винокура», — пишет The Insider со слов Москалева.
«Это такой ликвидный общак Кремля. Это невозвратные деньги. По документам это был заем, но по допсоглашению о прощении долга заем, оказывается, возвращать не обязаны — но на это регуляторы Кипра уже внимания не обратили», — утверждает продюсер.
По словам Москалева, в качестве благодарности Винокур предложил купить Кожину дорогие часы, так как «денег у Кожина немерено». Часть денег, по утверждениям Москалева, Винокур использовал для погашения личного кредита на выкуп здания «Театр пародий Владимира Винокура».
«Из этих денег также был выдан аванс Алексею Учителю — три миллиона на его фирму «Рок» и миллион долларов наличными. Он вынес их из кабинета Винокура на Славянской площади в синей сумке на моих глазах. Я не знаю, зачем ему была нужна наличность, но, разумеется, это удобно», — сообщил Москалев. Он рассказал, что Учитель отвергал сценарии один за другим, и в итоге фонд Винокура составил к нему досудебную претензию. Его хотели убрать из проекта, однако Учителю якобы удалось остаться в нем, воспользовавшись дружбой с дирижером Валерием Гергиевым.
«Мы хотели убрать Учителя из проекта, согласился и Кожин, и Винокур. У Винокура есть выход на самого Путина, казалось бы, куда еще выше, проблем не будет… — говорит Москалев. — Но я не учел, что Учитель, оказывается, в тот момент снимал кино о Гергиеве и сблизился с ним. А Гергиев ближе к Путину, чем даже Ролдугин. Путин, например, засылал Гергиева в Великобританию, перед королевой замолвить словечко. На моих глазах министр финансов Кудрин стоял на прием к Гергиеву. Гергиев принял его в районе пяти утра, потому что он любит работать до семи утра… В общем, Учитель пожаловался Гергиеву, что я передам проект американцам.
И не вдаваясь в подробности, Гергиев позвонил Путину или просто припугнул, что он позвонит. Тогда уже сказал Кожин: «Беру свои слова обратно, возвращайте Учителя. Американцы отбирают проект, а вы же знаете, как Путин ненавидит американцев». Винокур тут же взял под козырек, а меня выдавили из проекта», — утверждает он.
Издание публикует документы, частично подтверждающие эти слова, в том числе страницы договора и досудебной претензии к фирме «Рок».
При этом, оценивая слова Москалева, следует понимать, что в ноябре 2012 года ГУ МВД России по Москве возбудило дело о хищении 117 млн рублей из фонда Винокура. По этому делу Москалева в 2013 году объявили в розыск, он находится за пределами России.
Винокур не стал комментировать The Insider эту историю. «Вам надо звонить в правоохранительные органы. Этот человек находится в розыске, в Интерполе, так что мне можете даже не звонить», — сказал он. С Гергиевым изданию связаться не удалось, в аппарате Кожина от комментариев отказались.