Российские ВКС могли нанести удар по турецким войскам в Сирии из-за несогласованного перемещения последних в заранее определенный для бомбовой атаки квадрат. Об этом 10 февраля сообщил «Коммерсант», ссылаясь на неназванные источники.
По информации издания, подготовка вылета в четверг проходила как обычно. В операции были задействованы бомбардировщики Су-24М и Су-34, а также штурмовики Су-25СМ. Их экипажи имели достаточный налет, а у некоторых пилотов уже имелся опыт совместных ударов с ВВС Турции.
Утром 9 февраля самолеты вылетели с авиабазы Хмеймим, около 08:40 в районе сирийского города Аль-Баб экипажи, опознав цели, сбросили бомбы «без критически отклонений». О случившемся российская сторона была уведомлена уже после возвращения авиации на базу Хмеймим, информацию сразу довели до высшего военно-политического руководства страны.
Напомним, 9 февраля в Генштабе ВС Турции рассказали, что в результате удара ВКС России на севере Сирии около города Аль-Баб погибли трое турецких военнослужащих, еще 11 пострадали. Эту информацию подтвердили в Минобороны России, отметив, что удар был непреднамеренным. В Кремле пояснили, что причиной произошедшего стала несогласованность координат в ходе операции. После инцидента состоялся телефонный разговор президента РФ Владимира Путина с турецким лидером Реджепом Тайипом Эрдоганом, в ходе которого российский лидер выразил соболезнования. Стороны договорились усилить координацию военных действий в Сирии против террористов.
Город Аль-Баб, расположенный примерно в 40 км к северо-востоку от города Алеппо и в 30 км к югу от турецкой границы, является последним крупным бастионом «Исламского государства» * в провинции Алеппо. Наступление турецкой армии и союзных ей формирований сирийской оппозиции на город осуществляется в рамках операции «Щит Евфрата». О наступлении на Аль-Баб турками было официально объявлено 14 ноября, но по факту попытки выхода к предместьям с последующей задачей окружения города начались раньше.
24 ноября силы Асада также начали медленное движение от авиабазы Кверес в сторону реки Евфрат с последующим выходом к южным окраинам Аль-Баба, а после перехода Восточного Алеппо под контроль Дамаска на это направление были перекинуты дополнительные силы.
Параллельные действия протурецких сил с одной стороны Аль-Баба и проправительственных — с другой, привели к тому, что силы ИГ попали в оперативное окружение в городе. Пока боевикам удается удерживать горловину «котла» и тем самым обеспечивать связь группировки с основной территорией «халифата». Однако все идет к тому, что вскоре его «крышка» будет захлопнута встречным наступлением турок и войск Асада.
7 февраля турецкая армия начала новый масштабный штурм города сразу по трем направлениям — с Шейх Акил, с Кабассина на северо-востоке и Бзаа на востоке. Правда, уже 8 февраля турки откатились назад.
Сейчас многие наблюдатели указывают на риск того, что операция в районе Аль-Баба, несмотря на координацию действий между Россией и Турцией, в дальнейшем может перерасти в конфронтацию уже между Дамаском и Анкарой. Есть мнения, что продвижение войск Асада во главе с самым боеспособным подразделением сирийской армии — «Тиграми», помимо борьбы с ИГ преследует еще ряд целей. Например, таким образом Дамаск хотел бы предотвратить возможность расширения «Щита Евфрата» вдоль реки Евфрат, а если получится — взять центральные кварталы раньше, чем это сделают турки и союзные им отряды Сирийской свободной армии. Тем более что в этих формированиях участвуют отряды тех же группировок и даже конкретные военные командиры, с которыми просирийская коалиция не так давно еще воевала в Восточном Алеппо.
В этой связи дополнительными смыслами (по крайней мере, в восприятии многих западных экспертов) обрастает эпизод с авиаударом ВКС РФ по позициям турецких войск. Точная хронология событий 9 февраля неизвестна, однако многие достоверные источники сообщают, что после атаки наших ВКС в районе Абу Аль-Зендейн произошли бои между проправительственными и протурецкими формированиями. Они начались с перестрелки из автоматов и закончились обоюдными артиллерийскими обстрелами.
В итоге силы Асада были вытеснены из населенного пункта, оставив бойцам «Щита Ефрата» БМП-1. Затем, по сообщениям очевидцев, протурецкие части юго-западнее Аль-Баба вступили в перестрелку с курдскими отрядами из «Демократических сил Сирии». Правда, есть сообщения о том, что стычки протурецких сил с курдами и армией Асада не связаны с авиаударом ВКС и уже случались не раз. К слову, «Исламское государство» в сводке за 9 февраля сообщило, что за сутки в окрестностях города Аль-Баб его отрядами было уничтожено (ранено или убито) 10 солдат турецкой армии (или оппозиции) и 8 — из проправительственного сирийского спецподразделения «Тигры».
Своим мнением по поводу «дружественного огня» ВКС РФ и перспектив столкновений сирийской армии с турецкой с «СП» поделился начальник Центра исламских исследований Института инновационного развития Кирилл Семенов.
— ВКС РФ сейчас плотно взаимодействует с турецкой армией, российская авиация работает вдоль кромки линии фронта, оказывая непосредственную поддержку туркам. Отсюда и небольшая неточность в координатах, тем более что расстояния там сравнительно небольшие. В операциях, где задействованы разнородные силы, случаи «дружественного огня» — не редкость. Наивно полагать, что подобных ударов ВКС не было, скажем, по позициям проиранских шиитских отрядов в Алеппо и Пальмире. Другое дело, что никто не любит афишировать подобные инциденты.
Точно неизвестно, как в районе Аль-Баба хронологически развивались события, но, возможно, именно авиаудар российской авиации спровоцировал столкновения проправительственных и протурецких сил «на земле». Хотя и необязательно — сообщения о подобных стычках раньше уже были. Но в целом такие инциденты быстро урегулируются.
Вообще, есть разные мнения по поводу целей операции режима Асада в районе Аль-Баба, но в целом действия правительственной армии сил и турок носят скоординированный характер. Известно, что и Генштабы РФ и Турции активно взаимодействуют между собой, поэтому группировка ИГ в Аль-Бабе оказалась в оперативном окружении, а существующий коридор — простреливается. По-видимому, продвижение правительственных войск к городу должно ускорить взятие его турецкими силами. Но не стоит думать, что Асад ведет наступление в интересах турок. Цель Дамаска в этой операции — расширить подконтрольные ему территории.
— Штурм непосредственно города может привести к столкновению протурецких и проправительственных сил или Дамаск согласен на то, что Аль-Баб в итоге отойдет в зону интересов Турции?
— Дамаск не согласен с любым расширением турецкой буферной зоны, однако Москва все-таки мыслит реалистично — у Асада нет сил для того, чтобы контролировать территории и вести наступления на ИГ в районе Пальмиры и Алеппо. Видно, что Москва здесь старается разводить стороны и быстро урегулировать все инциденты, иначе эпизодические перестрелки между протурецкими и проправительственными силами на севере Алеппо уже давно бы переросли в войну.
— В перспективе Турция может принять участие в операции по взятию Ракки или продвижение сил режима на юг от Аль-Баба заблокировало возможный выход протурецких сил к «столице» ИГ по западному берегу Евфрата?
— Как известно, на днях глава ЦРУ Майк Помпео в ходе визита в Анкару обсудил взаимодействие с Турцией, в том числе по вопросам борьбы с ИГ. Пока Сирийская арабская армия полностью не отрезала «дорогу» на Ракку — у турок остается коридор, чтобы продвигаться туда вдоль курдских позиций у Манбиджа. Но тут все зависит от того, насколько Анкара готова серьезно втягиваться в штурм «столицы» ИГ. Все-таки Аль-Баб гораздо меньше Ракки, а потери турок и отрядов ССА как в живой силе, так и в бронетехнике довольно существенные. Имеющимися силами — без наступления правительственных войск, оттягивающих на себя отряды ИГИЛ, они бы брали город в оперативное окружение еще очень долго. С другой стороны, мы видим, что альянс «Демократические силы Сирии» уже запустил третий и предпоследний этап операции по взятию Ракки. И если турки хотят участвовать в штурме, то им надо поторопиться.
* «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), решением Верховного суда РФ от 29.12.2014 признано террористической организацией и её деятельность в России запрещена.
Фото ТАСС