Бывший сотрудник американских спецслужб Эдвард Сноуден в пятницу 10 февраля прокомментировал информацию о его возможной выдачи в США.
«Наконец-то: неоспоримое свидетельство того, что я никогда не сотрудничал с российской разведкой», — написал он в своем Twitter. По его словам, «ни одна страна не торгует своими разведчиками, поскольку остальные могу испугаться, что они будут следующими».
Напомним, телеканал NBC со ссылкой на источники сообщил, что Россия рассматривает возможность выдачи Сноудена в США в качестве так называемого «подарка» президенту Дональду Трампу.
По словам некоего высокопоставленного чиновника в администрации США, передача Сноудена рассматривается Москвой как способ «заслужить расположение» Трампа. При этом источник в американской разведке подтвердил информацию о планах Москвы, сославшись на «разговоры русских и данные, собранные после инаугурации» Трампа.
Один из адвокатов Сноудена Бен Уизнер заявил, что ему ничего не известно о подобных планах. В то же время в министерстве юстиции отметили, что приветствовали бы возвращение бывшего сотрудника спецслужб на родину.
Ранее о том, что Москва может сделать «подарок» Дональду Трампу, выдав Сноудена США говорил бывший замглавы ЦРУ Майкл Морелл. По его мнению, выдача Сноудена принесет России значительные выгоды: поможет президенту РФ Владимиру Путину наладить личные отношения с Трампом и уязвить ушедшего с поста президента Барака Обаму, а также заставит мир рассматривать Россию как равноправного партнера США.
Российский адвокат Сноудена Анатолий Кучерена назвал информацию западных МИ спекуляциями. «У России нет никаких законных правовых оснований для выдачи Сноудена. Все эти разговоры — обычные спекуляции. Кто-то желаемое выдает за действительное», — сказал он «Интерфаксу», в субботу 11 февраля.
«Эдвард Сноуден живет на территории России абсолютно законно, никаких правил и законов не нарушает, и кто бы ни упражнялся в этих спекуляциях, могу сказать только одно: Россия не имеет никаких малейших оснований для передачи его в США», —отметил он.
«Россия не торгует людьми и правами человека, хотя американские спецслужбы постоянно пытаются втягивать нас в различные провокации», — подытожил Кучерена.
Ранее он сообщил, что его клиенту до сих пор не предъявлено обвинение, никакого запроса в адрес Российской Федерации об экстрадиции не поступало. Он также выразил надежду, что Трамп примет верное решение в отношении его клиента, а именно, «прекратит преследование Сноудена».
В конце января пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков заявил, что «Сноуден не игрушка, которую можно подарить». По его словам, вопрос о его экстрадиции могут решить только миграционные службы России или президент Владимир Путин.
В июне 2013 года Эдвард Сноуден передал газетам Washington Post и Guardian ряд секретных материалов о программах слежки спецслужб США и Великобритании в интернете. После этого он вылетел в Гонконг, а оттуда в Москву, где некоторое время находился в транзитной зоне московского аэропорта, после чего Россия предоставила ему временное убежище сроком на год при условии, что он прекратит свою деятельность против США. Первого августа 2014 года Сноуден получил трехлетний вид на жительство, который позволяет ему путешествовать не только по России, но и за ее пределами. Американские власти инкриминируют Сноудену незаконную передачу информации, представляющую большое значение для национальной безопасности, умышленную передачу разведывательной информации и кражу собственности государства. В случае возвращения в США ему грозит до 30 лет тюрьмы.
— Мгновенная реакция Сноудена свидетельствует о том, что он внимательно следит и мониторит всю активность, включая СМИ, которая происходит вокруг него в разных странах мира и реагирует на все более или менее заметные информационные поводы и вбросы, — полагает доцент НИУ ВШЭ, член Зиновьевского клуба МИА «Россия сегодня» Павел Родькин.
— Зная обязательность и системность американской политической и судебной системы в данных вопросах, а также понимая о тех реальных последствиях, которые ждут его дома, Сноуден, конечно же не может не опасаться за свою дальнейшую судьбу.
«СП»: — Насколько на фоне всеобщей антироссийской шпиономании в США тема Сноудена может получить новую актуальность?
— Характер антироссийской компании, развернутой в последнее время и активизированной на фоне предвыборной кампании 2016 года, свидетельствует о том, что любое фактическое разрешение проблемы будет использовано против России. Будет ли Сноуден выдан США или не будет — в одинаковой степени послужит доказательством того что он является завербованным Москвой секретным агентом. Поэтому раскручивание старой истории вполне может быть использована для «подогрева» темы вмешательства и участия России во внутриполитических процессах в США, что также направлено и на действующего президента Дональда Трампа, который некоторыми медиа продолжает выставляться «сибирским кандидатом». Посыл NBC о том, что выдача Сноудена станет «подарком» Трампу и направлен как раз на усиление негативной «сшивки» Трампа к Путину в общественном мнении на Западе.
«СП»: — Некоторые эксперты говорят, что разлад между Путиным и Обамой начался именно со Сноудена, а не с Украины. Так ли это? Для Трампа Сноуден ведь уже не имеет такого личного веса, как для Обамы?
— Подобные утверждения в целом чрезвычайно надуманы, Сноуден стал одним из эпизодов осложнения отношений между США и Россией времен президентства Обамы, который невозможно поставить на один уровень, например, с событиями на Украине. Конечно, Сноуден остается символической фигурой и критиком американской системы власти (Трамп просто может не обращать на него внимания), но он не является для нее критической проблемой, такой, какой может быть геополитическое или экономическое перераспределение власти не в пользу США, что и пытается предотвратить Трамп. Кроме того, и сама Москва никогда всерьез не использовала Сноудена в политическом противостоянии с США, не делала из него диссидента (чем любят пользоваться сами США по отношению к другим странам) или политического мученика.
«СП»: — Если теоретически представить себе, что условием для «Большой сделки» со стороны США будет выдача Сноудена, а на противоположной чаше весов будет лежать, положим, признание Крыма, пойдет ли на это Москва?
— Фактически Сноуден, несмотря на все заслуги пред мировым сообществом в разоблачении глобальной слежки со стороны американских спецслужб, был для Москвы крайне неудобной фигурой. Решение данной проблемы, причем без имиджевых и репутационных издержек, является для России приемлемым результатом, другой вопрос, что вряд для самих США Сноуден является настолько символически важной и ценной фигурой, чтобы класть его на «весы» столько крупных политических сделок. Возвращение Сноудена для команды Трампа вряд ли является столь уж значимой политической победой. Гипотетический сценарий выдачи или «размена» Сноудена, будет, действительно, свидетельствовать о том, что Сноуден никогда не являлся российским агентом и никак не связан с Россий.
Замдиректора Национального института развития современной идеологии Игорь Шатров считает, что поводом для появления таких слухов стала смена администрации в Белом доме.
— Трамп заявил о переменах, и у Сноудена на горизонте забрезжила перспектива вернуться на родину не в наручниках. Ведь благодаря разоблачениям экс-разведчика обществу стали известны многие неприглядные моменты и внешней, и внутренней политики Обамы.
«СП»: — Насколько, по-вашему, реален сценарий выдачи Сноудена для получения расположения Трампа?
— Сноуден окажется в США только по доброй воле. И такое желание он на самом деле изъявлял. Единственное, чего, как я понимаю, требует Сноуден от американского правосудия, так это честного и беспристрастного расследования. Думаю, если Трамп сможет дать Сноудену гарантии, то тот решится вернуться в США. Но это вопрос переговоров представителей Сноудена и американских властей, а не официальных властей России. Единственное, что можно с уверенностью заявлять, так это то, что никакой насильственной высылки, экстрадиции не будет. Подобное решение вошло бы в противоречие с прежней позицией российских властей. Этого никто не допустит. Политика России всегда отличалась последовательностью.
«СП»: — А нужен ли Сноуден Трампу? Для Обамы Сноуден это была личная обида и поражение. Но Трампу он зачем?
— Трамп, например, мог бы использовать Сноудена в целях окончательного развенчания образа Обамы в стане союзников. Изначально заявив о новой внешней политике Америки, о невмешательстве в дела других стран, последующим оправданием или помилованием Сноудена Трамп мог бы подвести черту под президентством Обамы. «Мы больше не следим за союзниками и осуждаем такие подходы во внешней политике», — мог бы заявить таким шагом Трамп.
«СП»: — Насколько, по-вашему, Сноуден важен для Москвы? Зачем его вообще приняли и держат столько времени?
— С одной стороны, Сноуден интересен для России как символ российского понимания свободы слова, свободы личности. То, что ему позволили укрыться от политических преследований именно со стороны Соединенных Штатов, конечно, создает благоприятный образ России на международной арене. С другой стороны, это не единичный пример, Россия спасала не одного только Сноудена. Более того, не по одному только вопросу Сноудена Россия выступала и выступает сейчас антагонистом США. Поэтому я бы не стал слишком большое внимание придавать этой теме. Россия никому ничего не доказывает, ни перед кем подобными поступками не отстаивает свой суверенитет, свое право на собственное мнение, просто потому что ни у кого уже давно нет сомнений в возможностях России.
«СП»: — Как, по-вашему, может сложиться его дальнейшая судьба? Сноуден это «козырь», который еще скажет свое или «отыгранная карта»?
— Возможно, через некоторое время с него снимут все обвинения или его помилует Трамп. Тогда Сноуден будет волен выбирать место своего жительства. В таком случае он, скорее всего, выберет США. Все-таки это его родина, как известно, он сильно скучает по дому. Но и Россию, которая спасла его в трудные времена, когда от него отвернулся весь мир, не забудет. Оказавшись в США, полагаю, сначала он напишет мемуары о работе в АНБ и жизни в России, а затем займется компьютерной безопасностью. На этом направлении он мог бы серьезно помочь России и США в объединении усилий для борьбы с общими угрозами.