Мюнхенская конференция по безопасности продемонстрирует «решимость большей части евроатлантической элиты стоять на своем» по Сирии, Украине и по вопросу антироссийских санкций. Такое мнение в воскресенье, 12 февраля, высказалпредседатель комиссии Совета Федерации по информационной политике Алексей Пушков.
Напомним: на конференцию, которая пройдет с 17 по 19 февраля в отеле Bayerischer Hof, соберется более 500 высокопоставленных политиков и экспертов со всего мира. Свое участие в форуме подтвердили канцлер ФРГ Ангела Меркель, генсек ООН Антонио Гутерреш, глава Европейского совета Дональд Туск, глава европейской дипломатии Федерика Могерини, генсек НАТО Йенс Столтенберг, президент Польши Анджей Дуда. Плюс, что симптоматично, президент Украины Петр Порошенко.
Принципиально, что в столицу Баварии отправится и большая делегация из США во главе с вице-президентом Майком Пенсом. В нее войдут министр обороны Джеймс Мэттис, министр внутренней безопасности Джон Келли, а также представители Конгресса.
Не менее важно, что в Мюнхен, как и в прошлом году, не поедет президент РФ Владимир Путин. Об этом еще в конце января заявил пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков. Представлять Россию на конференции будет глава МИД РФ Сергей Лавров.
Как отмечают эксперты, главной темой Мюнхена будет борьба с терроризмом, но не территории Сирии. Разговор, по всей видимости, пойдет о том, как противостоять новому виду терроризма, — терроризму, с которым столкнулась Европа. Такая постановка вопроса затрагивает и другую важнейшую тему — насколько терроризм связан с миграционными потоками и теми воротами, которые Германия и Ангела Меркель открыли для всего ЕС. Кроме того, будет обсуждаться и Brexit — в рамках темы, как ЕС теперь будет взаимодействовать с Лондоном в сфере безопасности.
В любом случае, конференция является одним из самых ожидаемых политических событий 2017 года, особенно после президентских выборов в США.
По каким сценариям будут развиваться события в сфере международной безопасности, и чего ждать от форума России?
— Принципиально, что Европа двинулась в сторону наращивания вооружений и создания собственных вооруженных формирований, — отмечает руководитель Центра евроатлантических и оборонных исследований РИСИ Григорий Тищенко. — Раньше европейцы просили НАТО развернуть дополнительные силы на базе имеющихся в ЕС командных пунктов, и руководство альянса неизменно отклоняло эти просьбы. Теперь же Европа твердо хочет стать более самостоятельной в военном отношении.
Тем не менее, я считаю, серьезных сдвигов в сфере международной безопасности не ожидается, и кардинально новых предложений на Мюнхенской конференции озвучено не будет.
— В иерархии приоритетов в военной сфере новая администрация США заново ранжирует три цели: повышение боеготовности вооруженных сил, формирование сбалансированной программы военного строительства, модернизацию вооружений.
Трамп не раз заявлял, что для него куда важнее наращивание военной мощи США, чем достижение сбалансированного военного бюджета. При Обаме, напомню, ситуация была ровно противоположной: военные расходы США подвергались секвестру в рамках закона о контроле бюджета, который был принят в 2011 году сроком на десять лет. Этот закон ставил целью экономию до $ 500 млрд. на военных расходах, но, впрочем, так и не был реализован.
Сейчас же никто в Минобороны США о секвестре даже не вспоминает. Напротив, уже к 1 марта Пентагон должен подать дополнительную заявку на увеличение бюджета 2017 года. По оценкам высокопоставленных военных чиновников США, дополнительное финансирование может составить $ 40 млрд. Кроме того, будет пересмотрена в сторону увеличения и заявка на 2018 год — она будет представлена к 1 мая. Как уже заявил сенатор-республиканец Джон Маккейн, бюджет Пентагона-2018 должен составить около $ 640 млрд. — примерно на $ 90 млрд. больше, чем предписывалось тем же законом о контроле бюджета 2011 года.
Другими словами, ЕС и США активно занялись военным строительством. Причем, приоритетным направлением становится наращивание ядерных вооружений, и все больший вес набирает идея как можно быстрее инкорпорировать тактическое ядерное оружие в общий ядерный потенциал.
— Что все это означает?
— Что дело идет к нагнетанию напряженности, в том числе в Европе. Думаю, это также будет одной из главных тем Мюнхена.
— На конференцию в Мюнхен прибудет и украинский президент Петр Порошенко. Участники форума будут демонстрировать поддержку Киеву?
— Я так не думаю. США сейчас Украина не интересует. Это становится очевидным, если проанализировать материалы Конгресса США: украинский конфликт американскими парламентариями практически не обсуждается.
Это значит, что Запад об Украине — по большому счету — забыл. И визит Порошенко, который проходит на фоне спровоцированного Киевом обострения в Донбассе — как раз попытка напомнить западным «партнерам» о своем существовании.
— Почему в Мюнхен на этот раз не поехал не только Путин, но и премьер Дмитрий Медведев?
— Одна из главных причин отсутствия позитивных перемен в сфере международной безопасности — нежелание Запада полноценно сотрудничать с Россией. Да, Вашингтон обещает усилить борьбу с «Исламским государством» *, и попытаться более плотно взаимодействовать с РФ в Сирии. Но пока его дела расходятся со словами. А раз в Мюнхене не ожидается сдвигов и прорывных предложений по отношению к Москве, отсутствие президента и премьера в составе российской делегации вполне обосновано.
* «Исламское государство» (ИГИЛ, ИГ) решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года было признано террористической организацией, его деятельность на территории России запрещена.
Фото АР