Украинские производители теряют внешние рынки. С января по ноябрь 2016 года им удалось продать товаров и услуг на сумму $32,7 млрд, что почти на 6% меньше по сравнению с тем же периодом прошлого года. Частично это связано с ограничениями на поставку продукции в РФ, частично — с нежеланием стран ЕС открывать свои рынки для украинских компаний. Беспошлинная торговля с Евросоюзом длится более года, но Старый Свет защищается от конкурентов и устанавливает низкие квоты. Главным торговым партнёром Украины остаётся Россия. О том, как падение экспорта скажется на уровне жизни украинцев, — в материале киевского корреспондента RT.
Украинским производителям всё сложнее найти внешние рынки для сбыта своей продукции. По данным Государственной службы статистики Украины, за 11 месяцев прошлого года экспортировано товаров и услуг на сумму $32,7 млрд, что на 5,9% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Данные по итогам года появятся позднее, но существенно отличаться не будут.
Надежды не оправдались
Украинский экспорт падает уже третий год подряд, что в первую очередь связано с ограничениями на поставку продуктов питания в Россию. Торговые войны между странами длятся уже несколько лет, а с 1 января 2016 года был введён запрет на поставку мяса, рыбы, молочных продуктов, овощей, фруктов и орехов с Украины. Аналогичные меры действуют против США, Евросоюза, Канады, Норвегии, Австралии.
Компенсировать потери украинские производители планировали за счёт рынков стран ЕС. Но этого не произошло.
По данным Государственной службы статистики Украины, крупнейшим торговым партнёром страны в прошлом году осталась Россия, куда было поставлено товаров и услуг на сумму $3,2 млрд. Это 10% от суммарного количества поставок страны. Для сравнения: в Польшу было экспортировано продукции на $2 млрд, в Италию — на $1,7 млрд, в Чехию — на $517 млн.
Почему украинские производители не могут воспользоваться упрощением правил торговли с государствами Евросоюза? Главная причина — низкие квоты, при увеличении которых начинают действовать заградительные пошлины.
«Я думаю, что мы обмануты. Для экспорта продовольственных товаров с Украины установлены катастрофически большие ограничения или квотирования. Чтобы вы понимали: Украина производит 1,2 млн тонн куриного мяса в год. При этом Европа дала Украине беспошлинную квоту — 16 тыс. тонн. Плюс к тому же можно ввезти без пошлины 20 тыс. тонн целой замороженной курицы (которая абсолютно никому не нужна). На всё, что сверх этой квоты, пошлина более €1000 за тонну», — заявил собственник крупнейшего украинского производителя курятины — компании «Мироновский хлебопродукт» Юрий Косюк.
Отчасти это подтверждают в Министерстве аграрной политики и продовольствия страны. По данным заместителя министра Ольги Трофимцевой, по состоянию на 11 января 2017 года Украина уже полностью использовала объёмы тарифных квот для беспошлинного экспорта украинского мёда. Годовая квота на сахар исчерпана на 64%, на виноградные и яблочные соки — на 78%.
Европейские потребители не смогли компенсировать потерю Украиной российского рынка.
Проблема заключается и в том, что страны ЕС заинтересованы только в украинском сырье, заработок на котором минимальный. Например, сейчас многие компании готовы предоставлять украинским селянам технику для сбора и заморозки местных грибов и ягод. Квоты на эту продукцию высокие. Более того, страны ЕС требуют от Украины отменить запрет на экспорт леса-кругляка, а взамен готовы предоставить транш кредита на сумму €600 млн.
Совместная рабочая группа, образованная правительством и парламентом, разработала соответствующий законопроект, сообщил заместитель главы администрации президента Украины Константин Елисеев. «Разрешение вопроса вырубки леса в этом проекте решается не путём запрета экспорта, а разработкой комплексных мер, которые не допустили бы злоупотреблений в этой сфере», — заявил он на брифинге.
- Reuters
Импортёры ликуют
За 11 месяцев прошлого года на Украину импортировано товаров на сумму чуть более $35 млрд, что негативно влияет на платёжный баланс. Импортёры воспользовались стабилизацией курса гривны, который наблюдался в прошлом году. Например, сейчас вино из Чили или Испании можно купить за 80 грн ($3) за бутылку, тогда как украинское — за 70-90 грн ($2,5-3,5).
«Мы переориентировались на самые дешёвые импортные напитки, которые снова пользуются спросом», — подтвердил RT директор компании-импортёра, пожелавший остаться неназванным. Аналогичная ситуация и с продуктами питания.
Негативный платёжный баланс — один из факторов давления на украинскую национальную валюту. В начале этого года гривна уже подешевела с 26,5 до 29 грн за доллар, но затем незначительно укрепилась. Украинские экономисты прогнозируют девальвацию, сдерживать которую в этом году практически нечем. Сейчас размер золотовалютных резервов страны составляет $15,5 млрд, что покрывает 3,5 месяца импорта. Критичным является показатель менее трёх месяцев импорта, поэтому МВФ запрещает Национальному банку совершать значительные интервенции для поддержания гривны. Девальвация свыше 10-15% автоматически приводит к росту цен на продукты питания и топлива, что влияет на уровень жизни населения.