Хорошо смеется не только тот, кто смеется последним. Хорошо смеется тот, кто обладает для смеха наиболее весомым поводом. Фантастически смешной телефонный разговор пранкеров Вована и Лексуса с членом палаты представителей конгресса США Максин Уотерс — той самой милой дамой, которая гневно осудила Россию за агрессию против африканской страны Лимпопо во главе с президентом Айболитом — возможно, может считаться поводом для морального удовлетворения.
Но в «трофейной сумке» неформальной русофобской партии в Вашингтоне бултыхается нечто гораздо более весомое: «скальп» теперь уже бывшего помощника президента Трампа по национальной безопасности Майкла Флинна — чуть ли не главного сторонника сближения с Россией в новой американской администрации.
Официальная причина отставки Майкла Флинна — допущенные им «этические нарушения». Но всем ясно, что речь идет об увольнении под формальным предлогом, расправе постоянного политического истэблишмента над неугодным ему «чужаком». Из команды Дональда Трампа не только выбит ее ключевой элемент — в американской политической иерархии помощник президента по национальной безопасности считается правой рукой главы государства в сфере внешней политики. Всем бывшим, настоящим и будущим американским чиновникам послан совершенно недвусмысленный сигнал: попытки налаживать отношения с русскими — это занятие смертельно опасное для карьеры.
В мемуарах работавшего в Москве в разгар сталинских чисток британского дипломата Фитцроя Маклина я как-то раз натолкнулся на красочное описание устроенного советским руководством государственного приема. На действе присутствовал весь командный состав Красной Армии. И, согласно нормам дипломатического протокола, им полагалось вести легкие светские разговоры с иностранными гостями и с друг другом. Но красные командиры знали: любой контакт с человеком из-за кордона с очень большой вероятностью может стать поводом для немедленного ареста. Разговаривать друг с другом военачальники тоже боялись: вдруг твой сегодняшний собеседник будет завтра задержан как «враг народа»?
Поэтому в течение всего дипломатического раута красные командиры стояли как истуканы и испуганно молчали. Повторение подобных сцен в Вашингтоне эпохи Трампа — дело, конечно, совершенно немыслимое. Но увольнение крупного внешнеполитического чиновника за то, что он выполнял свою работу — разговаривал с российским послом — это нечто в сталинском духе. Конечно, у врагов Трампа был формальный повод прицепиться к его правой руке. Флинн разговаривал с российским послом, еще официально не вступив в должность. И это при желании можно трактовать как нарушение так называемого закона Логана.
Закон Логана — принятый в 1798 году законодательный акт, запретивший частным лицам вести дипломатические переговоры с иностранными державами, у которых есть споры с США. Однако, закон Логана де факто принадлежит к числу мертвых и недействующих законодательных актов. За всю историю США «закон Логана» был применен один единственный раз: в 1803 году на его основании осудили фермера из штата Кентукки за то, что написал статью с сепаратистскими призывами в местную газету.
Конечно, в американской истории были ситуации, когда по-хорошему следовало бы «очистить от пыли» закон Логана. Во время президентской гонки 1968 года тогдашний глава США Линдон Джонсон попытался покончить с Вьетнамской войной и договориться о мире. Но кандидат в президенты от Республиканской партии Ричард Никсон счел подобное положение дел невыгодным для себя и передал через светскую даму Анну Ченно секретное послание правительству Южного Вьетнама: не соглашайтесь на условия Джонсона! Я предложу вам лучшую сделку!
Однако, даже обладая всеми доказательствами вины Никсона, президент Джонсон не решился их обнародовать и применить закон Логана. Противники Флинна и Трампа сделали это без колебаний. Помощник президента США по национальной безопасности не продержался на своем посту даже месяца. И это очень плохой знак для российско-американских отношений. Конечно, стремление Флинна наладить отношения с Москвой — стремление, которое, к слову сказать, появилось у него сравнительно недавно — не является единственной причиной его падения с властного Олимпа.
Жалует царь, но не жалует псарь — это как раз про отставного генерала Майкла Флинна. Став любимцем Трампа, он так и не сумел избавиться от негативной репутации, которая сложилась у него в американских внешнеполитических кругах. Коллеги и подчиненные считали Флинна опасным эксцентриком, носителем экстремистских идей, адептом совершенно экзотических «теорий заговора», плохим организатором и прочая, и прочая. Постоянная вашингтонская бюрократия изначально поставила перед собой цель: от «чужака» следует избавиться под первым же удобным предлогом. Так уж вышло, что этим предлогом оказался разговор Флинна с российским послом.
Но вышло это совсем не случайно. Если бы Флинн еще до своего вступления в должность «провел переговоры» с британским, японским, даже китайским послом, к скандалу, скорее всего, это бы не привело. Тем, кто жаждал подставить подножку помощнику Трампа, пришлось бы ждать другой возможности это сделать. В эпоху Билла Клинтона «фитилем» почти любого громкого вашингтонского скандала был секс. Сейчас в роли такого «фитиля» выступает фраза «связи с Россией».
Еще недавно считалось: в свите Трампа есть два человека, способные стать «локомотивами» нормализации отношений США и России. Сейчас один из этих людей — Майкл Флинн — это уже «сбитый летчик». Интересно, какие выводы из его судьбы сделает второй потенциальный «локомотив» — новый государственный секретарь США Рекс Тиллерсон: первый пошел, второму приготовиться?
Фото Википедия