Пентагон впервые рассматривает возможность отправки регулярных наземных боевых войск в северную часть Сирии для того, чтобы «ускорить процесс борьбы с ИГ *». Об этом 15 февраля сообщила телекомпания CNN со ссылкой на источник в оборонном ведомстве США.
«Возможно, вы увидите, как регулярные силы появятся в Сирии на какой-то определенный срок», — сообщил источник CNN в Пентагоне. По его словам, этого следует ждать в течение нескольких недель, правда, лишь в том случае, если идею американских военных одобрит президент Дональд Трамп. CNN напоминает о недавнем заявлении министра обороны США генерала Джеймса Мэттиса, который предположил, что «операции в Сирии и Ираке, возможно, ускорятся по сравнению со временем правления администрации Барака Обамы».
Впрочем, в Белый дом со стороны Пентагона предложений о переброске вооруженных сил в Сирию пока не поступало.
«СП» уже не раз рассказывала о присутствии военного контингента США на территории Сирийского Курдистана, в частности, в Кобани, Айн Иса, Румейлане и Хасаке (опровергается командованием США, но имеет многочисленные фото и видео подтверждения). Судя по спутниковым снимкам, в районе Кобани и Румейлане в Западном Курдистане американцы уже давно построили два объекта. Причем первый расположен на территории сирийско-французского цементного завода «Лафарж», где были зафиксированы штабные, складские и др. постройки, а также вертолеты AH-64 Apache, BlackHawk, CH-47 Chinook и конвертопланы морской пехоты V-22 Osprey. В Румейлане расположена взлетно-посадочная полоса, которая была построена при участии американских инженеров. Объект на территории сирийской военной базы в Айн Иса используется США и SDF в качестве логистического центра для наступления на Ракку и тренировочного лагеря для подготовки местного населения к боям с ИГ.
Насколько серьезным может быть увеличение американского военного контингента в Сирии и как это повлияет на операции против «Исламского государства»?
Говоря о возможном наращивании США наземной группировки, надо иметь в виду, что американцы стремятся не рисковать своими людьми и использовать непосредственно в боевых действиях «живую силу», состоящую из местных жителей. В данном случае — курдско-арабский альянс «Демократические силы Сирии», отмечает бывший руководитель Информационно-аналитического центра Минобороны России, заместитель директора Института США и Канады РАН генерал-майор в отставке Павел Золотарев.
— Скорее всего, можно ожидать усиления огневой поддержки, прежде всего, со стороны фронтовой и армейской авиации. На мой взгляд, вряд ли США сделают ставку на переброску артиллерии в Сирию — буксируемых гаубиц M777A2, не говоря уже о САУ M109A6 Paladin. Да, подобные дальнобойные системы американцы используют в Ираке для поддержки операций на мосульском направлении. Но, во-первых, вряд ли они пойдут на развертывание артиллерии на севере Сирии из-за курдского фактора. Во-вторых, ИГ, конечно, возводит фортификационные заграждения, но сложность борьбы с нерегулярными формированиями в том, что у них нет четко выраженной инфраструктуры для поражения. Кроме того, бандформирования смешаны с местным населением. Поэтому применение артиллерии требует еще более серьезной доразведки.
Скорее всего, можно ожидать классическую схему для подобного рода операций — увеличение численности подразделений Сил специальных операций в сочетании с наращиванием огневой поддержки с воздуха.
Начальник Центра исламских исследований Института инновационного развития Кирилл Семенов напоминает, что на севере Сирии ранее уже были замечены инженерные подразделения армии США.
— Наращивание американского контингента возможно только на территории Сирийского Курдистана (Федерации Северная Сирия). Но пока все-таки нет ясности в вопросе — какие именно силы будут штурмовать Ракку? С одной стороны, представители американского и британского командования подчеркивают, что курдско-арабский альянс «Демократические силы Сирии» (SDF) остается их верным союзником в борьбе с ИГ, с другой — много сообщений о возможном участии в операции Турции, которая уже предлагала свой план по взятию Ракки, отправленный на доработку.
По некоторым данным, визит Эрдогана в Бахрейн, Катар и Саудовскую Аравию связан с возможным привлечением так называемой «суннитской коалиции» под эгидой Эр-Рияда в качестве партнёра Турции — именно для участия в операции. Которая, согласно, распространяемой экспертами из Стамбула и Анкары информации, предполагает вроде как продвижение турецких войск к Ракке не только от Аль-Баба, но и напрямую через курдский Тель-Абьяд. Тем самым турки, под предлогом борьбы с ИГ, могут подорвать жизнеспособность курдской Федерации, разорвав коммуникации между кантонами Дзижре и Кобани.
— Но увеличение американского контингента минимизирует реальное воплощение такого сценария.
— Да. В принципе, и сейчас присутствие американцев на четырех объектах в Сирийском Курдистане лишает возможности турок проводить несогласованные с США действия в отношении курдов. Пока нет спутниковых снимков, но, по некоторым данным, уже при Трампе Пентагон увеличил контингент спецназа и авианаводчиков до 800 человек и развернул несколько дополнительных ударных вертолетов на четвертом объекте Тель-Бадр в провинции Хасеке, помимо тех, которые находятся в районе Кобани и Румейлан.
То есть несколько тысяч натовских военных в Сирийском Курдистане точно присутствуют. Помимо Сил специальных операций США, это французский спецназ (засветились на видео, где они подбивают из ПТУР «шахид-мобиль» боевиков), военные советники из стран международной коалиции, в том числе из Иордании — единственной арабской страны, которая направила в Федерацию Северная Сирия своих инструкторов для обучения местных формирований Al-Sanadid Forces, Quwat al-Nukhba. Плюс — подразделения, отвечающие за снабжение и обслуживание инфраструктуры, а также инженерные части. Последние в начале июня наводили мост для форсирования реки Евфрат в местечке Кара-Кавзак.
В настоящее время подразделения SDF в восточной части подошли к Евфрату в двух местах, рано или поздно придется форсировать реку для продвижения к городу Ракка. Скажем, в районе Табка уже была проведена некая рекогносцировка, когда в январе американский спецназ вместе с отрядами SDF переправлялся на южный берег Евфрата.
Вопреки досужему мнению, сегодня американские ССО действуют в Сирии довольно активно, проводят рейды (в январе таких было два) в тыл противника для захвата командиров ИГ. Поэтому я не исключаю, что в Сирию могут быть переброшены штурмовые подразделения Корпуса морской пехоты, 82-ой или 101-ой десантных дивизий США — они достаточно мобильны и способны проводить рейдовые операции. А для их поддержки на территории баз могут быть развернуты дополнительное количество AH-64 «Apache» и UH-60 Black Hawk. Что касается артиллерии, то она необходима, поскольку у SDF ее практически нет, за исключением 82-мм минометов. Вообще, SDF не испытывает проблем с «живой силой», но альянс требуется насытить вооружением.
— В этом случае американцам придется дать гарантии Турции, что оружие будет попадать в руки арабских формирований SDF, а не курдских.
— В январе альянс впервые получил тяжелое вооружение от США, в том числе БТР Guardian производства ОАЭ. Хотя они передавались арабским отрядам, но в Сети уже гуляют фотографии бронемашин с флагами YPG — боевого крыла PYD (курдской партии «Демократический союз»). Но проблема в том, что в SDF есть смешанные подразделения, которые состоят из курдов, арабов и даже чеченцев. Так что выстроить какие-то «барьеры», затрудняющие перетекание оружия в руки курдов, здесь сложно.
Если только не использовать механизм, который был опробован при передаче легкого оружия (ПТРК и стрелкового) SDF. Известно, что ПТРК находились в руках спецназа США и Франции, иногда комплексы использовались арабами, но за их спинами (в прямом смысле) стояли представители международной коалиции. Понятно, что за БТР американского водителя не посадишь, другое дело, что бронемашины вряд ли могут представлять угрозу для ВС Турции…
— Как может выглядеть операция по взятию Ракки, если исходить из того, что американцы продолжат делать ставку на SDF и нарастят наземный контингент?
— Теоретически наступление может осуществляться сразу с нескольких направлений. С севера — со стороны провинции Ракка, с востока — из провинции Дейр эз-Зор, где SDF также хорошо продвинулись за последние месяцы, а также со стороны иракско-сирийской границы. В последнем случае может быть задействован как спецназ США, так и подразделения местных сил Revolution Commando и выходцы из племени Шаммар из упомянутых мной формирований Al-Sanadid Forces и Quwat al-Nukhba.
В любом случае SDF постарается перерезать линию коммуникаций между Раккой и Дейр эз-Зором и форсировать Евфрат. Кстати, есть вариант, что если к операции будет привлечена Турция, то она может зачистить западный берег реки Евфрата от ИГ и на этом остановиться. А на восточном берегу уже будут действовать арабские формирования.
Другое дело, что пока неясно, какую позицию по этой ситуации занимает не только Турция, но Дамаск и Россия, поскольку описанный мной сценарий внешне усиливает позиции Федерации Северная Сирия. Почему «внешне»? Потому что расширение SDF на самом деле означает минимизацию влияния курдского «Демсоюза» при возрастающей роли местных арабских формирований. SDF еще не захватили Ракку, но по мере приближения к «бастиону» ИГ, к альянсу присоединяется все больше местных жителей провинции. И, честно говоря, я не думаю, что американцы откажутся от ставки на SDF в операции. Для них курдский фактор крайне важен — именно через SDF они присутствуют в Сирии без какой-либо связи с Турцией, которая периодически пытается манипулировать авиабазой Инджирлик и держать американцев в каких-либо рамках.
* «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), решением Верховного суда РФ от 29.12.2014 признано террористической организацией и её деятельность в России запрещена.
Фото defense.gov