В Министерстве юстиции Украины создан специальный отдел. Его сотрудники готовят шестой иск против Москвы, который будет рассматриваться в Европейском суде по правам человека. Они собирают доказательства «преступлений» России в Крыму и Донбассе, а также показания свидетелей, которые должны укрепить позиции страны в Страсбурге.
Об этом RT сообщил источник в кабинете министров Украины. Денежные притязания истцов огромны — несколько сотен миллиардов долларов США. Одновременно идёт сбор материалов для подачи заявления в Международный уголовный суд в Гааге. Почему эксперты скептически оценивают шансы Украины засудить Россию — в материале RT.
«Специальный отдел в Министерстве юстиции Украины опрашивает свидетелей и документирует все их показания, которые лягут в основу шестого иска в Европейский суд по правам человека. Он коснётся событий в Донбассе, которые происходили уже в начале этого года», — сообщил RT источник в украинском правительстве.
Он не исключает, что если военные действия на юго-востоке страны продолжатся, вскоре в суд будет подано и седьмое заявление. Сумма исков пока точно не известна, но, по подсчётам украинских чиновников, она может исчисляться несколькими сотнями миллиардов долларов.
Руководство Украины приняло решение документировать информацию ещё для одного иска — в Международный криминальный суд Гааги, сообщил собеседник RT. «Сейчас сбор информации для подачи заявления проводится очень активно, но подать иск можно только после прекращения боевых действий. Планируется, что он затронет действия высшего руководства России», — добавил источник в украинском кабмине.
Некоторые эксперты отмечают, что украинская сторона делает ставку именно на количество исков. «Украина поставила цель задействовать как можно больше судов», — заявил в беседе с RT заведующий кафедрой международного права юридического факультета МГУ Алексей Исполинов.
Вместе с американцами
Украина уже подала немало исков против России в международные суды. Только Европейский суд по правам человека должен рассмотреть пять заявлений. Они касаются событий в Донбассе и ситуации с воссоединением Крыма с Россией, с которым Украина не согласна. Как ранее сообщал RT, Украина подала ещё два иска в Международный суд ООН, которые касаются шельфа Чёрного моря и финансирования терроризма.
«Украина просит признать в решении суда, что Российская Федерация при посредничестве своих государственных органов, государственных должностных лиц, нарушила обязательства в рамках Конвенции по финансированию терроризма, поставляя финансирование, помощь в виде оружия и тренировок незаконным вооруженным формированиям, участвующим в совершении террористических актов на Украине», — говорится в заявлении суда.
Украинских юристов консультируют коллеги из американской компании Covington & Burling LLP. Вероятно, они будут сотрудничать и по новым делам.
«Часть исков коммуницированы. Это означает, что по ним направлены вопросы судом к той стороне. Россия максимально пытается затягивать этот процесс, просит, что им надо больше времени, понимая, что правовой позиции у них нет», — приводит слова министра юстиции Павла Петренко «Интерфакс-Украина».
Впрочем, выиграть иски против России будет непросто.
«Процесс может затянуться на годы. Однако и без него существуют высокие риски оставления иска без рассмотрения. Ярким примером здесь является опыт Грузии, которая обратилась в Международный суд ООН с иском против России в рамках Конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации. Как известно, представление Грузии было отклонено судом», — сообщил телеканалу «112 Украина» представитель Киева в Венецианской комиссии, кандидат юридических наук Владимир Пилипенко.
Такое решение суд принял из-за ненадлежащего выполнения грузинской стороной «домашней работы» — проведения досудебных консультаций и переговоров с Россией по каждому отдельному нарушению.
Эксперты, опрошенные RT, не разделяют оптимизма главы Минюста Украины. «Не думаю, что будут какие-то последствия, — высказал свою точку зрения RT заведующий кафедрой международного права Дипломатической академии МИД РФ Сергей Егоров. — ЕСПЧ рассматривает дела, которые решены в государстве, и смотрит на то, насколько государства выполнили положение Европейской конвенции 1950-го года (Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, была принята 4 ноября 1950 года. — RT). ЕСПЧ — особый суд, смотрит за тем, насколько государства выполняют свои обязательства, взятые на себя согласно той конвенции, на основании которой он был создан».
Что касается всех предыдущих исков, поданных Украиной в ЕСПЧ, то и в их успешности Егоров сомневается: «Не думаю, что они имеют перспективы, поскольку это не совсем по процедуре этого суда. Это не его юрисдикция, не его цель и задача».
На проблему правильной юрисдикции обращает внимание и Алексей Исполинов, комментируя RT украинское обращение в суд Гааги. «Чтобы следствие было начато в международном уголовном суде, необходимо, чтобы прокурор этого суда признал, что юрисдикция его есть, и запросил у палаты предварительного следствия разрешение на проведение полноценного следствия, — разъясняет правовой механизм эксперт. — Сейчас идёт дознание, чтобы понять, есть юрисдикция международного суда или нет».
«Чтобы показать суду, что основания есть, Украина, пока не ратифицируя статут, направила декларацию, что она признаёт юрисдикцию международного уголовного суда не только в отношении «майдана», но и в отношении событий в Донбассе. Сейчас ход за прокурором. У него нет никаких сроков», — подчеркнул Исполинов.
Источник