Оглавление:
Обзор праздников на сегодня в мире и России.
Власьев день, Коровий праздник
Дата по старому стилю: 11 февраля
Власий Севастийский, который почитается в этот день, — христианский святой, священномученик. В 3-4 веках он жил в Малой Азии, служил епископом в Каппадокии. Согласно житию, Власий с юности отличался благочестивой жизнью. Гонения на христиан принудили его укрыться в пещере. По преданию, там его окружало множество разных зверей, но они не трогали Власия, а, напротив, охраняли его покой.
Возможно, именно поэтому святого стали называть покровителем домашних животных. По другой версии, христианский Власий в сознании народа стал «наследником» славянского Волоса, хранителя крестьянского скота. В этот день непременно кормили домашних животных лучшим кормом, совершали ритуальные обряды, чтобы уберечь скот от нечистой силы. Чтобы защититься от нее, необходимо плотно закрыть все печные трубы вьюшками или даже замазать глиной. К святому Власию обращались с молитвой: «Дай счастья на гладких телушек, на толстых бычков, чтобы со двора шли-играли, с поля шли-скакали».
Во многих районах Власьев день отмечали как большой праздник. В это время устраивали многолюдные молебны, во время которых освящали караваи ржаного хлеба, которые затем хозяйки скармливали скоту. В любом случае, в этот день старались вообще не работать — считалось, что это поможет предохранить домашних животных от падежа.
Впрочем, не для всех животных праздник заканчивался хорошо. На Власия принято было закалывать бычка, телушку или свинку и угощаться жарким. Это было весьма целесообразно: зима шла к концу, корма убывали, держать лишний скот становилось накладно. Кроме того, таяли и запасы хлеба, крестьянский стол скудел, а перед Великим постом людям стоило запастись силами. В день Власия начинались и скотские базары, когда можно было выгодно продать или купить корову.
Власьевские морозы считались последними. В народе говорили: «Мороз запел — санный след оледенел»; «Прольет Власий маслица на дороги — зиме пора убирать ноги»; «Власий, сшиби рог с зимы».
Именины в этот день
Всеволод, Гавриил, Георгий, Дмитрий, Захар, Порфирий
День независимости Эстонии
24 февраля в Эстонии ежегодно отмечается главный государственный праздник — День независимости Эстонии (эст. Eesti Vabariigi aastapäev), в честь принятия в этот день в 1918 году в Таллине Декларации о независимости страны.
Именно эта дата, когда 24 февраля 1918 года Комитетом Спасения была провозглашена независимость страны, и считается сегодня датой образования Эстонской республики.
Эстония получила независимость после Первой мировой войны и эстонской войны за независимость (1918—1920). В 1940 году Эстония перешла под контроль Советского Союза в результате подписания германо-советского Пакта о ненападении (Пакта Молотова-Риббентропа) и его секретного протокола.
Движение за восстановление национальной независимости особенно активизировалось в Эстонии во второй половине 1980-х годов, и тогда же люди начали публично праздновать День независимости. 16 ноября 1988 года была издана Декларация суверенитета Эстонии, которая утвердила суверенитет государства и преимущество законов Эстонии перед законами СССР. Официально независимость, восстанавливающая довоенный (до 1940 года) статус государства, была провозглашена 20 августа 1991 года, в то время, когда в Москве была предпринята попытка государственного переворота.
Советский Союз признал независимость Эстонии 6 сентября 1991 года. Последние части советских войск были выведены из страны 31 августа 1994 года. Первой страной, дипломатически признавшей Эстонию, стала Исландия.
С тех пор, как независимость Эстонской Республики была восстановлена 20 августа 1991 года, День независимости вновь отмечается как государственный праздник и день воспоминаний для эстонского народа.
В феврале обычно усиливаются морозы, поэтому празднование ограничивается дневным парадом в центре столицы, к которому готовятся за неделю до события.
Вечером принято отмечать в кругу семьи застольем и просмотром прямой трансляции приема Президента Эстонской Республики. На прием приглашаются члены правительства, выдающиеся люди культуры и предприниматели. Вечером над Ратушей взмывают в небо разноцветные огни салюта.
День флага Мексики
День флага в Мексике (Flag Day in Mexico) отмечается в стране ежегодно 24 февраля и является одним из главных национальных праздников. Этот памятный день был учрежден в 1937 году президентом Мексики генералом Ласаро Карденасом.
Мексиканский флаг представляет собой прямоугольное полотнище с соотношением сторон 4:7. Полотнище состоит из трех равновеликих вертикальных полос — зеленой, белой и красной.
В центре белой полосы изображен герб Мексики. Зеленый цвет флага обозначает надежду, а также изобилие хорошей почвы Мексики. Белый символизирует чистоту идеалов, красный — кровь, пролитую за независимость страны.
Согласно ацтекской легенде, бог Уицилопочтли предсказал ацтекам, которые искали землю, чтобы жить, что они должны найти орла, сидящего на каменистом месте на вершине кактуса-нопаля и пожирающего змею.
И когда они нашли этого орла, они обосновались там и воздвигли там первый храм в честь своего бога-покровителя Уицилопочтли. И именно этот орел изображен на гербе и флаге страны.
Интересно, что 24 февраля называют также Днем провозглашения независимости (Independence Proclamation Day) в честь провозглашения независимости от Испании 24 февраля 1821 года.
Великий Велесов день
Великий Велесов день — середина зимы. Вся природа все еще пребывает в ледяном сне. И только одинокий Велес Коровин, наигрывая в свою волшебную дудочку, ходит-бродит по городам и весям, не давая загрустить людям. Злится Марена-зима на Велеса, напуская на него лютый мороз, а на скотину «коровью смерть», но никак не может одолеть. Поселяне в этот день кропят домашний скот водой, приговаривая:
«Велес, скотий бог!
Дай счастья на гладких телушек,
На толстых бычков,
Чтоб со двора шли — играли,
А с поля шли — скакали».
Молодые женщины в этот день пьют крепкий мед, чтобы «коровы были ласковы», а затем бьют своих мужей днищем (доской для прядения льна), чтобы «волы были послушные». В этот день в требу приносится коровье масло. После зачина женщины совершают обряд опахивания для отгона «коровьей смерти». Для этого выбирается повещалка, которая повещает по всем домам: «Пора унять лихость коровью!». Женщины омывают руки водой и утирают их рушником, который носит повещалка. Затем повещалка приказывает мужскому полу — «не выходить из избы ради беды великия».
Повещалка с воплем — «Ай! Ай!» — бьет в сковороду и выходит из села. За ней идут женщины с ухватами, помелками, серпами и дубинами. Повещалка, сбросив с себя рубаху, произносит с неистовством клятву на «коровью смерть». Повещалке одевают хомут, подвозят соху и запрягают. Затем, с зажженными лучинами трижды, опахивают селение (капище) «межеводной» бороздой. Женщины следуют за повещалкой на помелах в одних рубашках с распущенными волосами.
Горе тому, кто во время шествия попадется навстречу, будь то животное или человек. Встретившегося бьют палками без пощады, предполагая, что в его образе скрывается «коровья смерть». В стародавние времена попавшихся навстречу забивали насмерть. Сейчас трудно поверить, что женщин, заподозренных в злом умысле, завязывали в мешок с кошкой и петухом, а затем зарывали в землю или топили.
По окончании шествия происходил обрядовый бой Велеса и Марены. Под подбадривающий крик собравшихся: «Велес, сшиби рог с зимы!», ряженый, одетый Велесом (турья личина, шкура, копье), сшибает «рог с Марены». Затем начинается пир, на котором запрещалось вкушать говядину, сопровождающийся игрищами.