В середине 1950-х перед советскими инженерами поставили задачу создания компактного, маневренного, неприхотливого в эксплуатации тягача с колесной формулой 4х4. Разработчики со своей задачей прекрасно справились.
В течение следующих 20 лет было создано несколько выдающихся машин, которые по своим характеристикам полностью соответствовали поставленным требованиям.
МАЗ-528.
Малоизвестная, но очень важная машина. Опыт, который получили советские инженеры при создание этого тягача оказался бесценным для последующих разработок.
Тягач получил силовой агрегат от грузовика ЯАЗ-210 и доработанную кабину от МАЗ-200. Данная модель имеет заднее расположение моторного отсека, в котором находится дизель мощностью 165 л.с., работавший с пятиступенчатой коробкой передач, двухступенчатой раздаточной и дополнительной коробкой отбора мощности на гидронасос и лебедку. Реверсный механизм в трансмиссии позволил машине передвигаться с десятью скоростями в переднем и заднем направлениях без разворота. Роль подвески играли односкатные колеса с 28-дюймовыми шинами низкого давления.
Машина была рассчитана на работу с навесным оборудованием, а так же могла использоваться как тягач.
МАЗ-528
МоАЗ-542
В середине 60-х годов была представлен перспективный тягач двойного назначения. Машина комплектовалась мощным 240-сильный дизельным мотором от ЯМЗ-238, а так же четырехступенчатой коробкой передач и традиционной рессорной подвеской, но вместо 28-дюймовых установили более компактные шины размером 26,50–25. Реверсивная трансмиссия обеспечивала устойчивые рабочие скорости в границах от 0,2 до 40 км/ч в обе стороны. Машина имеет возможность установки дополнительного снегоочистительного оборудования. Несмотря на успешность модели, наладить серийный выпуск данного тягача так и не удалось.
МоАЗ-542
Серия МАЗ/КЗКТ-538
Получив производственный опыт первых одно- и двухосных тягачей, в 1960 году советские инженеры завершили разработку и сборку более мощного и практичного автомобиля МАЗ-538. Планировалась, что этот тягач будет использоваться для буксировки тяжелых систем и навески различных рабочих приспособлений. Этой машины было суждено обрести продолжительную жизнь и высокую востребованность.
В 1964 году было принято решение наладить серийный выпуск МАЗ-538, коим должен был заняться Курганский завод колесных тяга¬чей.
МАЗ-538
В передней части машины расположился 375-сильный танковый дизель Д12А V12 и гидромеханическая трансмиссия с планетарной коробкой передач. От нее крутящий момент подавался на гидронасос и валы отбора мощности для привода лебедки и исполнительных механизмов, а реверсивное устройство позволяло машине перемещаться с одинаковыми скоростями и тяговыми усилиями в обоих направлениях. В оригинальной передней независимой подвеске поперечные рычаги сочетались с гидропневматическими упругими элементами, но задние колеса крепились на раме жестко.
Для управления тяжелой машиной только одним водителем-механиком была создана приподнятая компактная цельнометаллическая кабина с круговым обзором. Ее оборудовали двухсторонними органами управления, переставным рулевым колесом, двумя приборными панелями и двумя сиденьями, расположенными рядом друг с другом, но обращенными в разные стороны.
КЗКТ-538ДП
После того как Курганский завод колесных тягачей наладил серийный выпуск новой МАЗ-538 было принято решение сменить маркировку на КЗКТ. В 1965 году появился длиннобазный вариант КЗКТ-538ДП без коробки отбора мощности. Его главным назначением являлась работа с пассивными рабочими органами, не имевшими привода от двигателя автомобиля.
С началом выпуска МАЗ-538 специально для этой машины советскими инженерами была разработана большая линейка специального навесного оборудования.
В материале использована информация портала «Колеса»
Материал подготовил Сергей Перелесов