Находясь с визитом в Киргизии, Владимир Путин выслушал феерические признания ее главы, прокомментировал ситуацию с российской военной базой и сделал попытку примириться с Александром Лукашенко, который в последнее время совершенно отбился от «семьи». Перечислив все, чем Белоруссия обязана России, президент заявил, что не считает эти деньги потраченными впустую и выразил уверенность, что нынешние трудности в отношениях обязательно будут преодолены.
Киргизия с двумя ее революциями, сильной оппозицией и большим количеством зарубежных НКО — самое неспокойное государство Центральной Азии. На этот раз визит Владимира Путина в Бишкек совпал с акциями протеста по случаю ареста главы оппозиционной фракции парламента и ее кандидата на пост президента республики Омурека Текебаева.
Очевидно, что местные СМИ в первую очередь интересовала подоплека этого громкого дела, а вовсе не российско-киргизские отношения, тем более, что при нынешнем, полностью лояльном России режиме никаких проблем между двумя странами нет.
«Не грозят ли Киргизии новые кровавые потрясения?» — с беспокойством спрашивали журналисты главу республики Алмазбека Атамбаева, который уже объявил, что не собирается баллотироваться на новый срок. И на всякий случай уточняли про российскую военную базу: нет ли планов у России в связи с предстоящими 19 ноября президентскими выборами расширить свое присутствие в республике? Ну так, на всякий случай.
Атамбаев заявил, что уже был одним из лидеров двух киргизских революций и третью собственными руками совершать не планирует. «В 2005 году я находился во главе колонны, которая взяла Белый дом, а в 2010-м именно у моего офиса собирались протестующие, — напомнил он факты собственной биографии, — Но если будет третья революция, я не буду ее делать».
Президент Киргизии не стал скрывать, что мятежное прошлое республики всерьез беспокоит ее ближайших союзников и партнеров. «Владимир Владимирович всегда меня подкалывал строчкой из песни: «Нет у революции начала, нет у революции конца», — кивая в сторону Путина, признался он. Однако сейчас пришла пора поставить точку. «Не надо лезть в Белый дом через забор, для этого есть выборы. Пожалуйста, приходите 19 ноября и участвуйте», — резюмировал Атамбаев.
Что касается задержанного оппозиционера, то никакой политической подоплеки, по версии официального Бишкека, в его деле нет — одно мошенничество. (Напомним, что правоохранительные органы подозревают Текебаева в незаконном присвоении $1 млн. Сам арестованный уверен, что это происки президента и его окружения, не желающих его участия в выборах). А у тех, кто «кричит» обратное, по мнению Атамбаева, тоже рыльце в пушку. «Многие стали бояться, что их темные дела выплывут наружу, поэтому кричат: репрессии! репрессии! Какие репрессии? Это чистое мошенничество. А вор должен сидеть в тюрьме!» — воскликнул киргизский президент и поспешил сделать признание в российских реалиях невиданное. Он, Алмазбек Шаршенович Атамбаев, оказывается, сам является «долларовым мультимиллионером». Только в отличие от оппозиционеров заработал свое состояние честным путем и в те далекие времена, когда «все только начиналось».
Владимир Путин выслушал неосторожные признания киргизского коллеги с безучастным лицом. И, чтобы подкрепить это визуальное впечатление, уточнил: внутриполитические процессы, происходящие в братской республике, не наше дело, Россия в них вмешиваться не собирается. «Но я полностью присоединяюсь к словам Алмазбека Шаршеновича: на всем постсоветском пространстве нужно ценить стабильность, любая смена власти должна осуществляться в рамках Конституции и действующих законов», — отметил ВВП.
Вопрос об усилении российского военного присутствия в Киргизии, по его словам, на переговорах с Атамбаевым не обсуждался. Но если Бишкек захочет, то российское руководство готово его рассмотреть. «Присутствие военной базы связано только с одним — обеспечением безопасности самой Киргизии, — подчеркнул он. Никаких иных целей Россия не преследует, тем более что для нее это тоже дополнительные расходы.
С пунктуальностью рачительного хозяина Владимир Путин подсчитал, в какую сумму обходится Москве помощь своему союзнику: $225 млн с 2012 года направлено на стабилизацию киргизского бюджета, $500 млн инвестировано в совместный фонд развития и еще около $200 млн потрачено на обустройство контрольно-пропускных пунктов в связи с вступлением Киргизии в Евразийский экономический союз. Итого около $ 1 млрд.
Однако несравнимо больше Россия вложила в другого партнера по ЕАЭС — Белоруссию. Только одних кредитов, напомнил Путин, было выдано на $ 6 млрд, не говоря уже о том, что сырую нефть Минск из РФ получает беспошлинно, а выработанные из нее нефтепродукты продает за границу с взиманием пошлины, зачисляя ее в собственный бюджет. «Споры вполне естественны, каждая из сторон отстаивает свои интересы, — признал наличие конфликта с Лукашенко российский президент, — Но я уверен, что мы найдем выход из самых трудных ситуаций».
Фото Kremlin.ru