«Мое личное мнение такое — мне придется работать до 70 лет, это совершенно реально», — заявил в интервью газете Dienas Bizness председатель правления IPAS SEB Investment Management Янис Розенфелдс.
«На Западе демографическая картина очень похожая. Возможно, в некоторых странах ее смягчает иммиграция, но фактически тенденции везде одинаковые — детей рождается мало, и вопрос в том, смогут ли действующие системы обеспечить пенсии. Если люди сами не будут копить и намерены полагаться только на государство, то замещаемость доходов точно не составит 100% и даже 60%.
Истоки нынешней пенсионной системы заложены в Германии в конце 19-го века, напоминает Янис Розенфелдс . Тогда средняя продолжительность жизни составляла около 40 лет. Не говоря о войнах, люди умирали от болезней, которые в наши дни лечатся за один день. Были проблемы с доступностью продовольствия. Тогда пособие по старости платили до конца жизни тем, кто доживал до 70 лет, и таких было не очень много.
Политики очень резво завоевывают электорат пенсионеров все новыми обещаниями. Это хорошо до определенного предела — пока можно себе позволить. Во многих странах Западной Европы система по-прежнему опирается на первый уровень, и обещано так много…Обещать можно что угодно, но в какой-то момент нужно начинать платить. Это деликатный вопрос, и проблема в том, способны ли политики видеть дальше, чем до будущих выборов. Политик по сути своей думает в четырехлетнем периоде!
«Демократия хороша, но это одна из слабых ее сторон. Если про Латвию, то наша пенсионная система признана одной из самых устойчивых в мире потому, что пока наши политики не очень много наобещали. За чей счет западные страны предлагают столь великие социальные блага? фактически, за счет займов, и в перспективе десятилетий это совсем не долгосрочные решения. Последствия мы уже видим. Самый экстремальный пример — Греция, которая больно ударилась о стену.
Мы с этой точки зрения более прогрессивны, чем, к примеру, Франция, где первый уровень — государственные пенсии — самый важный. Они пока только философствуют о том, что надо менять, хорошо понимая, что обещанное невыполнимо».