Германия, как и большинство остальных стран НАТО, не щадя своих сил, готовится отражать агрессию с востока. К 2024 году Берлин обещает удвоить расходы на армию до 2% от ВВП, довести численность бундесвера до 200 тысяч солдат и 400 танков. Главное в гонке вооружений — не ввязываться в нее, а обещания можно давать какие угодно.
Идея программы перевооружения армии и флота в Германии активно обсуждается с 2009 года, как минимум. Практически каждый год принимаются какие-либо громкие заявления, но в итоге год от года мощь бундесвера падает все ниже и ниже. К началу 2016 года численность контрактной армии ФРГ сократилась до 166,5 тысяч человек. Для сравнения, в 1992 году в бундесвере служило 585 тысяч солдат и офицеров!
Новый импульс дал прошлогодний саммит НАТО в Варшаве, согласно которому в странах Прибалтики и Польше разместятся четыре батальона альянса для «защиты от русского вторжения», а также переброска частей механизированной (танковой) бригады из состава 4-й пехотной дивизии США из штата Колорадо в Польшу в январе 2017 года. На этом фоне критика новой администрации Белого дома своих союзников по НАТО звучала более чем веско — Вашингтон требовал от европейцев довести свои военные расходы до 2% от ВВП. В настоящее время подобными расходами могут похвастаться в Северо-Атлантическом альянсе лишь США, Великобритания, Эстония и с оговорками — Польша. Германия, Франция, Италия, Чехия, Венгрия и все остальные тратят где-то около 0,9−1,2% от своих ВВП на военные нужды.
Обманывать союзников нельзя, поэтому канцлер Германии Ангела Меркель пообещала к 2024 году (!) довести расходы до требуемой планки в 2%. Это означает, что на «оборонку» Германия будет тратить около 65 млрд евро (в современных ценах) против примерно 34−35 млрд евро сейчас (35 млрд евро в 2016 году). С одной стороны обещание Берлина начать милитаристское «безумие» похоже на поговорку «через 10 лет или шах помрет, или осел научиться говорить» — ведь никто не знает, будет ли Дональд Трамп к тому году еще сидеть в Овальном кабинете или же его сменит более пацифистски настроенный президент США? С другой стороны, умеющие считать деньги и работать головой немцы задались одним вопросом: ок, мы будем противостоять путинской России и потратим эти 65 млрд евро. Но…
— Сумма просто сумасшедшая. Русские — если верить их заявлениям — в 2015 году потратили на военные нужды приблизительно 66 млрд долларов. Если Германия исполнит в полном объеме взятые на себя обязательства по финансированию, все остальное НАТО — для баланса с РФ — может практически ничего не делать. Для чего тогда такие безумные деньги? — спрашивает колумнист Der Spiegel Якоб Аугштейн.
Ведь даже сейчас официальный военный бюджет европейских стран-участниц НАТО — без участия США и Канады — в совокупности составил по итогам 2015 года более 250 млрд евро и это почти в 4−5 раз больше, чем военные расходы РФ (они «гуляют» от 47 до 66 млрд долларов)! Так кто на кого собирается нападать? И если НАТО на РФ, то как альянс решит вопрос с российским ядерным оружием, еще раз удивляется колумнист Der Spiegel.
Найти деньги и потратить их на вооружения — это половина задачи. В Германии общественность крайне негативно реагирует на снижение социальных расходов и возможный рост военных — с нынешних 400 евро в год на 1 человека до примерно 800 евро. Вторая половина — это найти людей. В Германии армия добровольческая и контрактная. И снижение ее численности в последние годы обусловлено отнюдь не плохим финансированием. Просто немцы не хотят служить в ней, в этом корень проблемы. Еще в 2010 году было запланировано к 2016 году иметь 185 тысяч военнослужащих, но этому помешал дефицит персонала, который к концу 2015 года достиг почти 20 тысяч штатных единиц.
В последний год численность бундесвера несколько подросла, но проблема нехватки кадров все равно не решена. Тем не менее, министр обороны ФРГ Урсула фон дер Лейен заявила, что к 2024 году бундесвер достигнет численности в 198 тысяч солдат. Откуда немцы наберут недостающих солдат — загадка. Возможно, бундесверу придется в ближайшие годы принимать в свой состав иностранцев — например, каких-нибудь поляков, сомалийцев или украинцев. Тогда план по численности «немецкой» армии можно будет даже перевыполнить…
В области вооружений Германия последовательно проводит политику «у нас все сгнило, отвалите». Новости о том, что большинство боевых самолетов Люфтваффе не пригодны для военной службы, а боеприпасов и стрелкового вооружения недостаточно, стали рутиной. Численность боеспособных танков Leopard 2 разных модификаций на балансе бундесвера составляет около 240−270 единиц, около полутора сотен еще находится на хранении, еще около 250 штук официально списаны. К 2020 году фон дер Ляйен обещает модернизировать сотню танков, находящиеся на консервации. Но это уже из области благих пожеланий.
На 2017 год военный бюджет Германии может составить 36,6 млрд евро, но этих денег все равно недостаточно, чтобы повысить в краткие сроки боеспособность бундесвера, привести в божеский вид всю технику в ангарах и обеспечить армию боеприпасами. Из реальных дел можно лишь отметить переброску в феврале 2017 года в Литву батальона солдат с 20 старенькими БМП «Marder» («Куница») и 6 танками Leopard. К маю общая численность сборного батальона, расположенного близ городка Рукла, достигнет 1000 человек (солдаты из Германии, Нидерландов, Бельгии, Литвы и так далее). Официальная задача этого воинства — «отпугивать Россию».
Как с этим справятся 6 танков Leopard и толпа пацифистов-немцев, бельгийцев, голландцев и т. п. люда, которому абсолютно наплевать на психологические проблемы националистов-поляков и прибалтов — сказать сложно. На технику же надежды слабые. Leopard 2 (равно как и остальные кастрюли в Израиле, США и т. п. странах) только на картинках выглядит бодрячком. В унылой реальности только в декабре 2016 года в боях в северной Сирии под городом Аль-Баб исламские радикалы из российских ПТРК «Корнет» и «Фагот» сожгли десять турецких танков Leopard 2.
Фото ТАСС