Руководители III рейха мечтали видеть своих солдат сильными, выносливыми, не знающими ни страха, ни жалости, готовыми выполнить беспрекословно любой приказ. На воспитание такого солдата была направлена вся мощь государственного аппарата Германии. Но не только на физическую подготовку и промывку мозгов полагалось руководство III рейха. Немалая роль в создании идеального солдата вермахта отводилась специалистам-фармакологам.
Первитин
Первые попытки создания чудо-таблетки, способной из обычного солдата сделать супер-бойца, относятся к 1939 году. Изыскания в этом направлении проводила Берлинская академия военной медицины, непосредственным куратором исследований был глава Института физиологии Отто Ранке. Надо сказать, что работы начались не на пустом месте.
Еще в 1935 году фирмой Hildebrat был создан «Спортивный шоколад» (Sho-Ka-Kola), в состав которого входил кокаин. Созданный Отто Ранке на основе метамфетамина (психостимулятор, относящийся к наркотическим веществам) первитин обострял внимание, повышал бодрость и выносливость, реакцию и бодрость духа.
Во время кампании 1940 года (оккупация Бельгии, Голландии, Люксембурга и разгром Франции) вермахт заказал 35 миллионов таблеток первитина. Принимавшие препарат солдаты не чувствовали ни боли, ни страха, могли долгое время обходиться без пищи и сна. Солдаты разгромленных вермахтом войск были в шоке от бесстрашных, не знающих усталости «потомков Зигфрида».
Вскоре первитин свободно продавали в аптеках Германии, выпускали в виде конфет и шоколада («Panzerschokolade»). Кроме «танкового шоколада» выпускались «Stuka-Tabletten» для летчиков. Более 200 миллионов таблеток первитина выпустила германская промышленность за годы Второй мировой войны. И это не могло пройти бесследно.
Наркоманы вермахта
Еще на стадии разработки препарата немецкие медики отмечали множество побочных эффектов применения первитина: галлюцинации, депрессии, головокружение. Бесконтрольное употребление препарата приводило к сердечным приступам, нередко с летальным исходом, к самоубийствам.
Но руководство III рейха на фоне восторженных отзывов о препарате не обращало внимания на эти «незначительные мелочи» и первитин продолжал поступать в части вермахта. Инструкция по применению препарата рекомендовала принимать не более 2 таблеток в день, но в особо сложных ситуациях (а на войне такие ситуации – явление не редкое) солдатам выдавали и полуторную, и даже двойную норму.
К 1941 году сотни тысяч солдат вермахта конкретно подсели на первитин. А в адских условиях Восточного фронта солдаты уже просто не мыслили себе существование без допинга. В письмах домой они постоянно просили родственников выслать им чудодейственный препарат.
Эксперимент D-IX
В ноябре 1944 года в концлагере Заксенхаузен начался эксперимент по изучению воздействия на человека нового препарата, обозначенного как D-IX. В состав новой чудо-таблетки входили первитин (3 мг), оксидол (5 мг) и кокаин (5 мг).
18 узников, не «доходяг», а крепких здоровых мужчин из числа только что прибывших в лагерь, с 20-килограммовыми рюкзаками безостановочно маршировали по кругу. «Пилюльным патрулем» называли эту группу остальные заключенные. Все знали, что это – «подопытные кролики» и все они обречены.
Инициатором создания нового препарата, превосходящего по своей эффективности первитин, был вице-адмирал Гельмут Хайе, которого поддержал диверсант рейха №1 Отто Скорцени. Препарат изготовила группа специалистов, руководимая профессором фармакологии Герхардом Орзеховским.
Как следует из официального отчета, под воздействием препарата заключенные проходили в день до 90 км. с 2-3 короткими остановками. Отмечались резкое снижение потребности в отдыхе и сне. Хайе был в восторге от препарата: под воздействием D-IX подводники могли не спать до 5 суток! Скорцени заказал 1.000 таблеток для своих диверсантов.
Рассматривался вопрос о массовом изготовлении D-IX и снабжении им вермахта взамен первитина. Но май 1945 был уже не за горами. Не успели.
А что у других?
Ради справедливости стоит отметить, что к стимулирующим препаратам прибегали не только немцы. Японцы применяли созданный ими хиропод, англичане и американцы – бензидрин. Командование РККА придерживалось мнения, что нет для русского солдата лучшего стимулятора, чем 100 грамм перед атакой, хотя опытные бойцы предпочитали идти в бой трезвыми, а «наркомовскую норму» выпивали после боя.
В заключении стоит сказать, что в целом практика применения стимуляторов себя не оправдала. Давая прекрасные результаты при разовом применении, при постоянном употреблении препараты разрушающе действовали на психику и на организм в целом. Уже через 1,5 года применения первитина употреблявшие его военнослужащие вермахта из суперсолдат превращались в ни на что ни годных доходяг, не способных вынести даже средней тяжести нагрузки, психически надломленных. Впрочем, такие солдаты встречались крайне редко: провоевать на Восточном фронте 1,5 года и остаться в живых – это уже было за гранью реальности.
Klim Podkova