Я уже как-то привык к тому, что жители Крыма и Севастополя обычно являются горячими сторонниками присоединения их полуострова к России. Но бывают и исключения. На днях у меня состоялся разговор с одним из наших новых студентов, который приехал к нам из Севастополя. Он готов согласиться с тем, что большинство севастопольцев были за присоединение к нашей стране. Но сейчас, по его словам, уже появилось немало разочарованных, к которым, по всей видимости, относится и он сам.
Он это объясняет тем, что от вхождения в состав России люди ожидали гораздо большего по сравнению с тем, что они фактически получили. Большинство людей были уверены, что их реальные доходы вырастут. Но, по наблюдениям моего собеседника, номинальная зарплата зачастую остается прежней, тогда как цены сильно поднялись, т.е., вместо того чтобы вырасти, реальные доходы упали. Отсюда он делает вывод о том, что «может быть, и не стоило нам менять страну».
В этих взглядах вполне можно утвердиться, если познакомиться с иностранной прессой, в которой выходят статьи с заголовками типа «Крым: население живет в нищете». В этой и других подобных статьях говорится, что зарплаты в Крыму те же, что и были, а цены сильно выросли. Последние региональные данные Росстата также, кажется, подтверждают такой взгляд. Согласно этим данным, по среднедушевым доходам Крым сейчас находится на 82 месте среди 85 регионов, тогда как рост цен там самый высокий среди российских регионов.
В наших же СМИ зачастую наоборот говорят, мол, Крым теперь в шоколаде, но конкретного анализа данных я в них пока не нашел. Например, в статье на РБК приводятся очень приблизительные оценки динамики покупательской способности по Крыму, при этом не делается никаких сравнений с покинутой Украиной.
Поэтому для меня оставался открытым вопрос, выиграло ли сегодня население Крыма от его переезда в Россию? Ответом на этот вопрос можно считать изменение реальных доходов за период времени между 2013 и 2015 гг. (в качестве «сегодня» я беру 2015 г., т.к. это самый поздний год, за который можно найти данные в наших и украинских статистических службах).
Но одних данных об изменении реальных доходов в Крыму недостаточно. Чтобы выяснить, была ли бы динамика реальных доходов в Крыму лучше, останься он в составе Украины, нужно сравнить эту динамику с аналогичной динамикой по Украине. Иными словами, для ответа на вопрос можно воспользоваться методом разности в разностях, широко используемым в медицинской статистике.
Скажем, мы лечим пациентов, а их состояние ухудшается, но, чтобы сделать вывод об эффективности нашего лечения, нужно сравнить протекание болезни у тех, кого мы лечим, с изменениями в состоянии здоровья тех, кого мы не лечим. И даже если состояние наших пациентов ухудшается, но это ухудшение менее серьезно сравнительно с ухудшением у тех, кого не лечат, можно говорить о том, что наше лечение имеет желаемый эффект.
Изменение реальных доходов можно вычислить с помощью данных Росстата и Укрстата. В сборниках «Регионы России» и «Регионы Украины» имеются сведения о номинальной зарплате по регионам этих стран. Номинальная зарплата в обеих странах сильно менялась, поэтому, чтобы оценить изменение реальных доходов, эту зарплату нужно перевести во что-то более стабильное на рассматриваемом отрезке времени. Стандартное решение в таких случаях – перевести в доллары, чтобы оценить динамику доходов в этой валюте. Для этих целей я использовал курсы валют по состоянию на 1 июля 2013 и 2015 гг., взяв данные для гривны и рубля. Затем нужно вычислить динамику зарплаты в долларах для Крыма, Украины, а также (для справки) для России. Соответствующие результаты приведены в таблице ниже.
Итак, что мы видим в таблице. Из-за обесценения гривны и рубля в обеих странах и их столицах наблюдается падение доходов при их пересчете в доллары. Гривна обесценилась, поэтому и падение долларовых доходов на Украине оказалось более значительным: за два года сокращение более чем вдвое, тогда как у нас – почти на треть. Украинские регионы пострадали в разной степени. Например, в Луганской области (в ее части под контролем Украины) долларовый доход составляет менее 40% от их уровня в 2013 г. В столицах обеих стран эта отрицательная динамика оказалась чуть менее выраженной.
Теперь мы подходим к ответу на основной вопрос этой заметки. Какова динамика долларовой зарплаты в Крыму и Севастополе? В обоих случаях мы видим рост на 15% и 2%, соответственно. В Крыму долларовые доходы выросли, в то время как на Украине они упали, повторим, более чем в два раза. Если мы сравним индексы для Украины и Крыма, получится, что динамика долларовых доходов в последнем является почти на 70% более благоприятной.
Таким образом, если считать в долларах, от переезда в Россию Крым выиграл – и выиграл очень существенно. Крым – единственный участник перераспределения территории, который получил чистый выигрыш в результате этого процесса. Еще более существенным является его относительный выигрыш сравнительно как со страной, куда он переехал, так и, в особенности, со страной, которую он покинул. До переезда долларовая зарплата в Крыму и Севастополе не достигала даже среднего уровня по Украине. После же переезда заработки и в Крыму, и в Севастополя стали более чем вдвое выше среднего для Украины. Также их заработки теперь значительно выше, чем в богатейшем украинском регионе – Киеве.
Такие изменения за два года позволяют говорить о взрывном росте относительных долларовых доходов Крыма после его присоединения к нам. Это как раз иллюстрирует график, вынесенный в начало этой записи.
Когда-то Порошенко говорил, что крымчане могли бы захотеть вернуться в состав Украины, если бы увидели для себя в этом возможность жить лучше, чем они живут в России. Но приведенные цифры показывают, что на данный момент для того чтобы обеспечить крымчанам доходы в долларах, хотя бы аналогичные тем, что они имеют в России, необходимо сделать нечто, что переместило бы Крым с 13 места по средней зарплате по Украине, на котором он находился в 2013 г., на первое место. Причем Крым на первом месте по доходам должен был бы опережать Киев с очень приличным отрывом. Готов ли и способен ли Порошенко уделить столь непропорционально много, сравнительно с другими регионами Украины, внимания Крыму?
http://asskorobogatov.livejournal.com/16
PS. Стоит отметить один важный момент, который упущен в данном исследовании. В 2014 году, после перехода Крыма и Севастополя в рублевую зону, в регионе были введены рублевые зарплаты, которые были среднероссийскими, при этом цены несколько месяцев оставились на уровне украинских (при старом курсе гривны), что создало своеобразный и столь редкий эффект, когда рост зарплат и реальных доходов значительно опережал рост цен. Но продлилась эта ситуация недолго и уже осенью 2014 года после обвала рубля, цены начали подтягиваться к уровню зарплат, достигнув среднероссийского уровня по всем основным показателям к 2015 году. Это в свою очередь создало обратный эффект, когда после резкого роста зарплат и доходов, последовал обратный процесс, когда зарплаты практически не росли, а цены подтягивались до российских. Кратковременная лафа закончилась и такая ситуация в соотношении цен и зарплат, которая существовала летом 2014 года вряд ли повторится.
Так же не стоит забывать про то, что статистика вещь лукавая и некоторые знакомые бюджетники (в медицине, судоременте) резонно жаловать, что у них зарплата не поспевает за ростом цен. С другой стороны, знакомые военные как правило всем довольны, но эта тенденция отмечалась еще до Крымской весны. Так что тут надо тоже дифференцировано подходить.
В остальном же, сравнительные замеры ценников из магазинов Севастополя которые мы сверяли с читателями из разных регионов России в 2014-2016х годах показали, что в среднем, продукты у нас стоят примерно так же как «в среднем по России» (плюс/минус 20-25%), хотя по последнему посещению Москвы создалось субъективное впечатление, что Севастополь по целому ряду параметров подтягивается к столичному уровню цен. Но тут как правильно заметил автор, надо рассматривать Севастополь не как сферического коня в вакууме, а то что получилось за 2014-2016-й год, с тем, что могло бы получится, останься Севастополь на Украине до сих пор. Тут на мой взгляд вывод вполне очевиден.