Дональд Трамп собрался в Европу – подтверждено, что его первая поездка в Старый Свет состоится в конце мая. И посещением саммитов НАТО в Брюсселе и «Большой семерки» на Сицилии дело наверняка не ограничится – отдельной частью турне может оказаться и встреча с Владимиром Путиным. К этому времени она уже не будет такой опасной для Трампа.
Американский президент пересечет океан в конце мая – на 25 число в столице Бельгии запланирован саммит НАТО, а на следующий день в Италии откроется встреча «большой семерки». Эта поездка Дональда Трампа станет не просто его европейской премьерой – после нее лидеры Европы должны будут или высказать свое восхищение мудростью новой администрации или же продолжить взятый еще до победы Трампа на выборах тон и объявить о том, что такой Трамп им не нужен.
«Встреча Тиллерсона с Путиным будет означать, что до знакомства двух президентов останется всего один шаг»
Конечно, в ходе двух саммитов будет непросто как европейцам, так и заморскому гостю – в рамках НАТО пойдет разговор о том, что за союзнические отношения теперь придется платить, а на «семерке» будут задаваться вопросом о том, почему она не «восьмерка». По крайней мере, итальянцы, как хозяева саммита в Таормине, уже говорят о том, что хотят поговорить о возвращении России в клуб – при том, что сама Россия, исключенная из этого формата, не только не рвется обратно, но и практически открытым текстом говорит о том, что не вернется к этой форме отношений с западным миром. Но в любом случае и в формате НАТО, и в формате «семерки» тема России будет всплывать постоянно – то есть первым пунктом будет знакомство с Трампом (это в Брюсселе), а вторым (это уже на Сицилии) станет состояние дел в мировой экономики (учитывая протекционистский настрой Трампа и его нелюбовь к ЕС), Ближний Восток и Россия.
Впрочем, если президентом Франции в начале мая будет избрана Марин Ле Пен, ни о чем другом говорить западные лидеры не будут – новый руководитель Франции приедет на эти саммиты и вместе с Трампом станет воплощением крушения привычного миропорядка.
Но и без Марин Ле Пен саммиты будут жесткими. От Трампа будут ждать сразу нескольких вещей. Кроме заверений насчет нерушимости атлантического мира (он, впрочем, уже их дал), Трамп должен будет объяснить американскую позицию по Украине – которая, как все понимают, является главным препятствием для всех европейцев в их желании возобновить нормальные отношения с Россией. Предыдущая американская администрация жестко следила за соблюдением атлантической солидарности в вопросе сохранения антироссийских санкций и давления на Россию – но ее уже два месяца нет в Белом доме.
Ко времени брюссельского и таорминского саммита с момента смены власти в США пройдет уже четыре месяца – и скрывать тот факт, что команде Трампа Украина в общем-то безразлична, будет уже невозможно. Как и то, что Вашингтон больше не давит на европейские столицы с требованием снова и снова продлевать санкции против России. То есть на словах продолжая осуждать Россию за «захват Крым», указывая на «присутствие российских войск на территории украинского Донбасса», Вашингтон перестанет пристально следить за тем, как европейцы соблюдают антироссийский режим – а только так, как прямо признавались высокопоставленные чиновники обамовского Госдепа, всё и работает.
Заменить Вашингтон на антироссийской вахте некем – Меркель на роль надзирателя, тем более в предвыборный период, не тянет, Великобритания вообще занята Брекзитом, Франция, даже с Макроном во главе, не захочет и дальше бодаться с Россией. Последствия несложно предсказать – европейцы, поняв, что никто с них не спрашивает, «попадут в лапы Путина», то есть с радостью уступят давлению собственных бизнес-элит, уже уставших терпеть и ждать окончания войны санкций с Россией.
На украинскую власть эффект от знакомства с Трампом вообще окажет убийственное воздействие. Петр Порошенко, скорее всего, успеет осуществить свое заветное желание – познакомиться с Трампом раньше Путина. Например, во время саммита НАТО в Брюсселе – куда параллельно пригласят президента Украины. Но от разговора с Трампом Порошенко не станет легче – более того, украинские элиты уже сейчас, сразу после того как исчез вашингтонский куратор Байден, начали борьбу за то, кто наследует президентское кресло в Киеве. А уж после того, как станет окончательно понятно, что Трамп ничего никому не обещал – положение Порошенко станет совсем незавидным.
Дональд Трамп попытается сделать свою европейскую поездку если не триумфальной, то победительной. Понятно, что Трамп не будет публично призывать к тому, чтобы остальные страны пошли по пути Великобритании, более того, он будет всячески успокаивать напуганных его предвыборной риторикой европейских лидеров. Но убаюкивая их внимание, Трамп все равно не откажется от своих действительно антиЕСовских взглядов – так что в любом случае он останется для проатлантических элит Европы чужаком, представителем «неправильных США».
Тем не менее, противопоставить Трампу что-либо внятное Европа не сможет – ЕС в кризисе, причем глубоком и фундаментальном. Да и сама идея проигравшей американской элиты о том, что Старый Свет может стать, пусть даже и на время, хранителем и мотором «атлантического проекта», не выдерживает никакой критики – кто будет наставлять Трампа на путь истинный? Оккупированная Германия с ее затаившимися, но антиамерикански настроенными элитами или попавшая в ловушку Брекзита Великобритания? Брюссельская наднациональная бюрократия или потерявшаяся Франция? Нет в Европе такой силы, которая могла бы помешать Трампу делать то, что он хочет – его главные противники в самих США, но их удары он как раз сейчас достаточно успешно отбивает.
И уже понятно, что отобьет – и перейдет в контратаку. В том числе и на внешнеполитическом фронте. На котором одна из главных задач Трампа – начать самостоятельную политику по усилению позиций США как национального государства. Для этого ему нужно выйти из бессмысленных и вредных операций, передоговориться насчет участия США на более выгодных для них условиях в других «сделках». Этим он и займется уже в ближайшее время – через установление личных отношений с главными мировыми игроками, с теми, кто обладает тем, чего он тоже хочет добиться: самостоятельностью.
В первую очередь, с китайским лидером Си Цзиньпином и Путиным – именно встречи с ними сейчас чрезвычайно важны для Трампа. И если саммиту с Си ничего не мешает – кроме договоренности о том, кто к кому первым приедет – то против встречи с Путиным играет вся внутриполитическая ситуация в США. Устроенная вокруг «русских связей» Трампа беспрецедентная истерия заставила нового президента чуть притормозить с установлением контактов с Москвой. Но вынужденная пауза заканчивается.
Подготовка к встрече Трампа с Путиным идет уже второй месяц – и о ее подробностях, стороны, понятное дело, не распространяются. Точно также, втайне, готовятся и контакты на высоком уровне, которые должны предшествовать встрече двух президентов – например, визит в Москву государственного секретаря Рекса Тиллерсона. Хотя информация все же утекает – и, как это теперь водится, исключительно с американской стороны.
Так, появившиеся в последние дни утечки о дате приезда госсекретаря в Москву и его встрече с Путиным – 12 апреля – не были подтверждены Кремлем. Но судя по всему, Тиллерсон действительно посетит Россию в это время – накануне он будет в Риме на встрече руководителей МИДов стран «большой семерки», откуда и полетит в Москву. После его встречи с Путиным можно будет говорить о том, что до знакомства двух президентов останется всего один шаг – во время беседы в Кремле будет согласовываться не только примерная повестка, но и место и время встречи в верхах.
Причем повестка в данном случае является достаточно условной – понятно, что в ходе первой встречи будут обсуждаться или хотя бы затрагиваться все ключевые международные и двухсторонние темы: ИГИЛ*, Сирия, Ближний Восток, Украина, Афганистан, Ливия, КНДР, Иран, правила мировой торговли, договор СНВ-3 и ядерное оружие. Но главное не темы – а личное знакомство, личные впечатления, которые сложатся друг о друге у двух президентов. В этом и состоит основное значение первой встречи в верхах – гораздо более важное чем любые возможные договоренности.
Что же касается места и времени встречи, то очень похоже, что она может состояться в рамках все той же первой поездки Трампа в Европу – то есть в конце мая. Скорее всего, встреча пройдет на нейтральной территории – если, конечно, кампания вокруг «русских связей» Трамп к этому времени не утихнет настолько, что новый президент сможет позволить себе прилететь в Москву (это единственный возможный вариант встречи не на нейтральной земле – потому что по протоколу сейчас очередь президента США посещать Россию).
В качестве места встречи может быть выбрана одна из небольших европейских стран – например, уже предложившая себя Любляна. Именно в столице Словении в июне 2001-го познакомились Путин и Джордж Буш – так что традиция организации российско-американских саммитов у этой страны уже есть. Но, в принципе, подойдет и Финляндия, Швейцария или Австрия.
По времени саммита так же можно строить уже вполне уверенные догадки – он может пройти как раз в рамках первой поездки Трампа в Европу, то есть после 27 мая, когда закончится саммит «большой семерки» на Сицилии. Это было бы вполне логично – да и гораздо проще, чем ждать следующей поездки Трампа в Европу, которая запланирована на начало июля. Тогда он прилетит в Гамбург на саммит «большой двадцатки» — и там они с Путиным в любом случае познакомились бы.
Вот только откладывать первую встречу еще почти на полтора месяца Дональд Трамп вряд ли станет – тем более что на истерию вокруг «русских связей» скоро перестанут реагировать и в самой Америке. Трампу пора устанавливать реальные связи с русскими – точнее с одним из них.
Фото Reuters