Украинским частям в Донбассе поступил приказ экономить боезапас в связи со взрывом на складе боеприпасов в Балаклее. Об этом в воскресенье, 26 марта, рассказал журналистам официальный представитель Народной милиции ЛНР Андрей Марочко. По его словам, значительная часть всех боеприпасов, используемых в Донбассе украинскими силовиками, поставлялась именно с этого склада.
Между тем, в Государственной службе Украины по чрезвычайным ситуациям (ГСЧС) сообщили, что взрывы на складе боеприпасов в Балаклее (Харьковская область) продолжаются.
«Наблюдаются одиночные взрывы боеприпасов различной интенсивности», — говорится на сайте ведомства.
Напомним, пожар на складе боеприпасов в городе Балаклея начался в ночь на 23 марта. В результате произошла детонация боеприпасов. Погибла женщина, еще одна пострадала, из 10-километровой зоны вокруг арсенала были эвакуированы около 36 тысяч местных жителей. Власти Украины заявили, что причиной пожара и взрывов на складе стала диверсия, организованная российскими военными. В ЛНР считают, что украинские силовики сами устроили ЧП, чтобы скрыть массовую недостачу вооружений.
По словам Андрея Марочко, «узнав о прибытии заместителя министра обороны Украины по вооружению генерала Игоря Павловского, с целью скрыть факты масштабных недостач руководство склада организовало диверсию по подрыву данного склада». Он также рассказал, что силовики создали тайник в селе Теплое (Станично-Луганский район, находится под контролем Киева), куда свозили ворованные боеприпасы для последующей перепродажи на черном рынке. Марочко также утверждает, что командование перестало обеспечивать боеприпасами 59-ю бригаду ВСУ «в связи с выявленными фактами их хищения». По аналогичным причинам, по его словам, боевую готовность утратили подразделения 1-го гаубичного самоходного артиллерийского дивизиона 54-й бригады.
— Приказ, отданный частям ВСУ, связан не столько с нехваткой боеприпасов, сколько с тем, что в связи с пожаром на балаклейских складах теперь придется менять логистику доставки в зону так называемой «АТО», — считает военкор Марина Харькова. — Из Харьковской области это было ближе и быстрее. Склады БК рассредоточены по нескольким украинским областям, и теперь необходимо время, чтобы переориентироваться.
— Означает ли это, что будет меньше обстрелов мирных городов?
— По моему мнению, не означает. Прямо сейчас идет интенсивный артиллерийский огонь противника по Красногоровке, Спартаку, Жабунькам, ясиноватскому блокпосту. Он длится уже третий час подряд. Если украинскую сторону не останавливают международные договоры, то почему должен остановить пожар на складе? Еще Н. Азаров, премьер-министр правительства Януковича, озвучивал цифру: после развала Союза в украинских арсеналах находилось около миллиона тонн боеприпасов. А на складах в Балаклее хранилось, по украинской версии, 134 тыс. тонн. Из них сгорела, приблизительно, половина.
Если сопоставлять эти цифры, то боеприпасов еще хватит на много лет обстрелов. Или расконсервируют другие хранилища, или закупят снаряды из запасов, не утилизированных, к примеру, Польшей. А деньги на это у Украины найдутся: либо за счет внешних траншей от европейских стран блока НАТО, либо от дальнейшего вытряхивания карманов обычных украинских налогоплательщиков, либо за счет продажи пахотных земель или любого другого, еще ликвидного, актива.
— По словам Андрея Марочко, командование перестало обеспечивать боеприпасами 59-ю бригаду ВСУ «в связи с выявленными фактами их хищения». Насколько, по-вашему, серьезен масштаб хищений, и насколько его вскрытие снизит боеспособность ВСУ?
— Проведут ревизию, наведут порядок, неделю не постреляют. И что, война на этом закончится? Сильно сомневаюсь. Думаю, что у разведчиков и штабов республик есть точные данные о подобных распоряжениях украинского командования. Но не испытываю ни оптимизма, ни шапкозакидательских настроений. Утратили, допустим, боеспособность самоходки, но речь идет об одном дивизионе, а не о всех. Самоходки или танки замолчат, значит, ВСУ включат реактивные установки, минометы, гранатометы. Они несут смерть и разрушения одинаково. Надо отталкиваться от другого принципа: ВСУ частично или временно утратили боеспособность, а как эффективно воспользоваться этим республиканским армиям? Глухая оборона, навязанная Минскими соглашениями, не дает преимуществ. Представим себе такую картину: сидит связанная по рукам и ногам жертва, а рядом ходит убийца и говорит: «Ну, подожди, сейчас новый нож мне подвезут и продолжим». С небольшими вариациями ситуация выглядит именно так.
— Я думаю, на боевых действиях украинской армии этот пожар слабо отразится, — также считает политолог, экс-замминистра информации ЛНР Юрий Першиков.
— Тактика ВСУ в последнее время достаточно однообразна — и, по своей сути, провокационна. Это ночные обстрелы территорий народных республик, когда нельзя определить, кто и по кому стреляет. Для провокаций боеприпасов будет достаточно, и я не думаю, что ночные обстрелы прекратятся.
Что касается недостачи — то это причина всех пожаров, которые случаются на украинских складах. Дело в том, что Украина сегодня — один из крупнейших игроков на черном рынке вооружений, в том числе, в странах Ближнего Востока. Под видом «АТО» многие сопричастные армейские чины, а также их гражданские «крышеватели» охотно торгуют снарядами, в том числе, и с ИГИЛ*, которое активно использует технику советских времен. Это серьезные международные договоренности криминального характера, в которых задействованы также кураторы различных ближневосточных банд из стран Старого и Нового света. Украина очень гармонично встроилась в эти схемы, и на сегодня активничает на южном направлении.
Хотя версию бытового разгильдяйства на складах тоже списывать нельзя. Состояние «самой сильной» армии в Европе — это уже притча во языцех. Пьянство, халатность и разгильдяйство.
— А как насчет приказа экономить боеприпасы? Для чего он тогда?
— Приказ этот больше пиар-ход украинского командования для того, чтобы можно было потом замылить глаза международной общественности и списать ночные обстрелы на сами республики. Мол, мы стреляем редко, но метко, и всегда точно по позициями противника, а не по мирным кварталам.
Депутат Народного Совета ДНР Владислав Бердичевский, напомнил, что еще в 2008 году Киев принял Государственную целевую программу по утилизации обычных видов боеприпасов, непригодных для дальнейшего хранения. Она была рассчитана до 2017 года. В ее рамках предполагалось уничтожить почти 500 тыс. тонн боеприпасов. Однако программа никогда не выполнялась в полном объеме из-за недостатка финансирования.
— Ни пожары на артскладах (в Артемовске, Новобогдановке, Лозовой), ни процесс утилизации не могли нанести серьезный ущерб старым советским запасам, которые сейчас, в основном, расходуются для ведения боевых действий на Донбассе. Ситуация в Балаклее не приведет к критической ситуации в украинской армии.
Тем не менее, учитывая тот факт, что половина из старых советских запасов исчерпала срок своего хранения, каждый такой инцидент — удар по оборонному потенциалу Украины. Ведь восполнять советские запасы пока нечем. Разговоры о налаживании полного цикла производства боеприпасов на территории Украины ведутся еще с 2014 года. Однако до сегодняшнего дня производство ни одного вида боеприпасов так и не налажено (при том, что Луганский патронный завод, напротив, выпускает патроны калибра 5,45 и 7,62 для стрелкового оружия).
*Движение «Исламское государство» решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года было признано террористической организацией, ее деятельность на территории России запрещена.
Фото ТАСС
Также можете посмотреть все новости Украины за сегодня