Статьи

Онивамнедети. О борьбе за мозги и кошельки 15-летних

Разные в мире бывают движухи. Бывают такие как на Пушкинской в воскресенье. Бывают движухи чуть-чуть покрупнее. Как, например, революция 1917-го. А бывает такая движуха, как война. Много есть всякого. Но никогда движухи не требуют рациональных обоснований.

Да было бы мне 15 — я б тоже пошла. Обязательно. Против режима. Но мне уже не 15. И я уже на своем личном внутреннем Бали. Мне уже лень в чужой пьесе статистом стоять.

С другой стороны, будет несправедливым, если мне будет 15 во второй раз. Мне ведь уже было. Теперь их очередь быть пятнадцатилетними и безбашенными. Я тоже в 1993 году ходила смотреть на то, как пульки разноцветные возле Белого дома летают. Тоже не понимая, зачем, и не думая, что могут попасть.

Что теперь говорить, как безответственно и подло выводить детей на улицы. Навальный, может быть, и не хуже других. Но интересно не это.

Сейчас за поколение 14–17-летних борются все. И это нешуточная и несмешная борьба.

И с точки зрения маркетинга традиционного, и с точки зрения политического маркетинга. Это поколение беби-бума начала 2000-х годов. Молодежь постарше была политически индифферентной. Потом был провал… Потом мы решили, что качественной молодежи, с которой можно работать, нет…

Но они выросли. Дети выросли. Дети двухтысячных. И те, кому сейчас 25, им — отцы. Они другое поколение. Эти «новые дети» вдруг появились. И теперь за них бьются. Кому они понесут свои деньги? Кому они отдадут свои голоса?

Подруга пошла покупать «Мерседес». На нее продавцы не обратили особого внимания. А вот возле кого продавец вился ужом, так это возле ее детей подростков. «Не мы же машину берем!» — удивлялись дети. Немножко удивлялись и сильно гордились.

Сегодня не вы. Зато вы навсегда запомните, как сладко вам было в «Мерсе». И завтра деньги понесете сюда. Говорят, «Ауди» с клиентами работает также. Воспитывает будущего покупателя.

«Новые дети» — самостоятельный объект маркетинга, коммерческого, политического, культурного. Говорят, владелец нового арт-центра ГЭС-2 — самый богатый человек в России. Говорят, этот самый богатый человек в России работает только с кураторами-иностранцами. Говорят, этот нанимающий иностранцев богач заявил, что основной задачей считает воспитание детей, которым сейчас 15–17. На них он будет работать.

Колумнисты жалуются: у меня максимум 500 лайков, а у этого 17-летнего мальчишки блогера по 20 тысяч! И эти подростки уже умеют монетизировать успех.
Но… Вообще говоря, никакой сенсации.

Явление под названием Soft Рower, «мягкая сила», появилось в 90-е — начале 2000-х годов, когда возникла альтернатива Hard Power. Жесткой силе.

У нас в мягкую силу не верят — у нас верят в скрутить и заставить.

«Мягкую силу» придумали американцы с китайцами. Что это такое? То есть, что ли, бить не надо, а не вникнут разъяснять? Так что ли?

Есть влияние средствами военного принуждения. А есть влияние средствами культурного принуждения. То же в общем-то принуждение. Но только нежное, незаметное. Как будто это ты сам.

Название придумал профессор Гарварда Джозеф Най в книге «The Changing Nature of American Power». Меняющаяся природа американской политики. «В мире нет предмета, который был бы слабее и нежнее воды, но она может разрушить самый твердый предмет», — сказал Лао-цзы, назидая будущих политиков XXI века.

В общем и целом идея воспитывать будущую элиту под себя и подождать, пока эта элита будет иметь влияние, — стала, кажется, применяться в начале 2000-х. Это было в Америке. Это было в Сербии. Это было в Турции. Турецкий оппозиционер Гюлен, личный враг Эрдогана, активно использовал софтпауэр в школах для пантюркистской экспансии не только в Турции, но и в странах постсоветского пространства. Это было связано с цветными революциями. Но, не поймите неправильно, это не было связано с проплаченными участниками.

Тут другой механизм: это воспитание через подсаживание молодежи на стандарты потребления.

Какие ценности транслировала Америка? Демократические выборы (а не плебисцит спустя 17 лет царствования), многопартийность (а не однопартийность), права человека, ценность каждой человеческой жизни, спасение рядового Райна (а не безымянные могилы), недопустимость дискриминации, качественные и не слишком дорогие автомобили, качественная электроника, джаз, рок-н-ролл, голливудские фильмы, английский язык, Coca-Cola, сникерс, джинсы, Apple, уменьшение вредных выбросов в атмосферу и программы защиты окружающей среды — и да! — это всё вместе. Кола-колу вместе с демократией.

Помните, был такой спор, за что люди шли бороться в конце 80-х: за свободу или за колбасу? Я бы сказала: за свободу есть колбасу.

Если теория софтпауэр верна — то СССР разваливался через проникновение на нашу территорию идей западного образа жизни на уровне потребления. На фоне усугубляющегося лицемерия СССР привлекательность джинсов становилась ценностью. Да и сейчас честно и без запинки мало кто ответит, что для тебя западные ценности. Ты разделяешь ценности демократии? Или европейские ценности для тебя воплощаются в доступности их автомобилей и поездок к ним?

На маленьких странах вроде Сербии софтпауэр работает. Но что такое 10–20 тысяч распропагандированной молодежи в рамках такой огромной страны, как Россия? Пшик. Ничего.

А, может, и не работает эта софтпауэр, и я вас обманула. Или работает как-то очень избирательно.

Средний россиянин потребительский западный стереотип усвоил, а остался при этом убежденным противником западной демократии. Став фанатиком айфона, остался ненавистником США.

Об устрице мечтает, к ней, к устрице, толстомясой стремится, а честные выборы в гробу видал. В стране, где Запад — главный враг, все время норовит называть свои деревни да села: Виль, Резорт, Паллас, Вилладж и Эстейт.

В любом случае, совершенно не понятно, как эти проекты смогут оказать воздействие в политическом пространстве такой страны, как Россия.

Не хочу обижать оппозиционера, и уж тем более тех, кто пошел за ним. Но по сути он создает иллюзию политической активности, по существу приглашая побиться головой об стену.

Чем это кончится для каждого задержанного конкретно? Новые дети (посмотрим, чем кончатся суды) могут потерять возможности адекватной социализации. Потому что не имеющая конструктивного выхода самодвижуха — никогда ничего не даст — кроме усугубления депрессухи. Это всегда бывает после всплеска эйфории.

«Он преступник, и первым долгом следует кричать: «Караул!» А то он уйдет. А ну, давайте вместе! Разом! — и тут регент разинул пасть. Растерявшийся Иван послушался шуткаря-регента и крикнул «караул!», а регент его надул, ничего не крикнул. Одинокий, хриплый крик Ивана хороших результатов не принес».

Источник

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.