На минувшей неделе в Никосии (Кипр) состоялась всеевропейская конференция, связанная с вопросами развития образования. Ну, как «развития»… В европейском, конечно же, понимании.
Организатором конференции выступил Совет Европы, который в качестве названия международного форума предложил следующий вариант: «Обеспечение демократии посредством образования». Ну, как предложил… Выдал в качестве директивы! А директивы от Брюсселя в Европе не обсуждаются, но исполняются безоговорочно. Кстати, обсуждали итоговую декларацию 25-го заседания министров образования, прошедшего в апреле 2016 года именно в Брюсселе.
Российскую делегацию в Никосию тоже пригласили. Возглавил её статс-секретарь – заместитель министра образования Павел Зенькович, ранее занимавший должность начальника Управления общественных проектов администрации президента Российской Федерации.
Одно из «генеральных» направлений обсуждения в формате конференции СЕ было связано с «демократическими ценностями», что следовало уже из названия мероприятия. Посыл был направлен на то, что современное образование в странах, входящих в Совет Европы, должно быть таким, чтобы оно выступало в качестве демократического базиса. А как же иначе…
Вот если б сделать над собой усилие и не вспоминать о том, до какой же степени загажено само понятие «демократия» и его производная — «демократические ценности», то вполне можно было бы говорить о значимости конференции. Но именно на том основании, что под термином «демократия» сегодня в той же Европе понимается исключительно вседозволенность, доходящая порой до самого настоящего мракобесия, то вариант использования образования как служанки этой самой «евродемократии» выглядит, мягко говоря, сомнительно.
Ещё более сомнительно выглядит то, что российская система образования при наличии собственной богатейшей замечательными традициями, выдающимися учёными и не менее выдающимися результатами школы, продолжает с каким-то странным упорством копировать именно западную, европейскую модель с её «болонскими прелестями». Да ещё и при учёте того, что плоды этого, с позволения сказать, образования ежедневно мелькают в СМИ. Мелькают то в виде «ультратолерантности» с её однополыми браками и ЛГБТ-парадами, выставляемыми в качестве чуть ли не главного достижения западной демократии. То в виде крайней формы радикализма, когда западная система умудрилась из школьного учителя и отца троих детей вылепить террориста, осуществившего нападение на полицейских и гражданских лиц на Вестминстерском мосту и дворца британского парламента в Лондоне.
Что на конференции, на которую были приглашены и представители нашего министерства образования и науки, в качестве «образовательного базиса демократии» обсуждалось? Тема была озвучена следующим образом: рассмотрение путей перехода от политики кризисных ситуаций к политике долгосрочной интеграции в отношении (внимание!) иммигрантов (беженцев).
Другими словами, европейские министры информации должны теперь со своей стороны озаботиться тем, что беженцы из стран Азии и Африки крайне неохотно идут на интеграцию в европейское сообщество. Видимо, какая-то большая европейская (или неевропейская?) «шишка», донельзя помешанная на толерастном подходе, решила образумить евроминистров образования. Или, скорее, надавить с целью признания ими того, что во всём виноваты они сами, так как до сих пор не разработали такую модель еврообразования, которая обязательно заставит эритрейцев, афганцев, иракцев, ливийцев, пакистанцев и др. жить «по-европейски». При этом, видимо, покаяться европейские министры образования должны и за всех своих предшественников, ибо тот же лондонский террорист далеко не вчера оказался в Британии, и вряд ли мог считаться человеком, не интегрировавшимся в британское общество. В конце концов, кто ж ещё виноват – по новому европосылу — никак не те, кто отдавал приказы о бомбардировках Йемена, Ливии и Ирака, и никак не те, кто рупоплескал цветным революциям в тех же Йемене, Ливии, а ещё и Тунисе с Египтом…
В общем, идея в Совете Европы такова: давайте каждый в своей стране состряпает такую модель образования, для которой интересы граждан (если так можно выразиться – «коренных») – дело далеко не главное, а главное – ублажение иммигрантов с тем, чтобы те вдруг не решились противопоставить себя европейским ценностям. Коренные интересны, так как в них уже выращен «ген евродемократии» с её слепым поклонением потребительскому процессу.
К России, судя по всему, те же предложения на фоне того, что саму Россию все последние годы пытаются переставить исключительно на «евродемократические» рельсы.
Кстати, интересная вещь наблюдается. Если в других отраслях (сельское хозяйство, военная отрасль, гражданское авиастроение) у нас принято заявлять об импортозамещении (хотя бы заявлять…), то образование как агнец на заклание идёт по пути, прочерченному европейскими «партнёрами» ещё с 90-х. И если бы не энтузиасты-бессребреники из учительского сообщества на местах, то российское образование уже давно бы прошло этот путь «агнца» (с нелепым копированием евростандартов и никчёмных директив) до конца со всеми вытекающими последствиями.
Иллюстрации Николая Шалаева:
Но энтузиастов, откровенно, всё меньше. Система за годы своего «болонского» шествия сумела выкосить тысячи настоящих профессионалов – педагогов по душе, а не только по «бумажке». А потому у тезиса «Обеспечение демократии посредством образования», озвученного Советом Европы, к сожалению, всё больше шансов в России.
Один из примеров этого «обеспечения демократии» — 26 марта, когда центральные площади городов России по зову фейсбучных глашатаев стали заполняться поколением социальных сетей. Многого не надо – пообещать «печеньку» под красивым лозунгом: «Борись с коррупцией, сынок!» И 15-17-летние подростки пошли…
А чем им ещё заняться в воскресный день? – Ну, в самом деле, не готовить же уроки, в конце-то концов… Зачем готовить уроки тем, кто вышел «бороться с коррупцией», когда у них есть маменька и папенька, способные при желании купить чаду нужный образовательный результат на бумаге – за счёт тех «педагогов», которые тоже не пытаются грести против течения общества потребления.
Это ОНИ завтра пойдут сдавать госэкзамен, пытаясь заранее найти ответы в соцсетях, это ОНИ предварительно согласуют «туалетные» подсказки и «помощников» за пределами школы. Это ОНИ готовы «сунуть на лапу» кому угодно, лишь бы чадо «поступило», даже если чадо по всем канонам евродемократии хочет не результат обучения в качестве награды за честный труд, а, прости господи, вариант нашумевшей Шурыгиной из «Пусть говорят» — зато «халява и по ящику покажут»…
Но этого же признать не получается, а вот проорать за «печеньку» на площади о том, что в стране существует коррупция, с которой не борются – то да… Ну, а собственное-то рыльце в пушку заметить не желали бы, господа, кричавшие «кто не скачет…» уже и на улицах Челябинска, Новосибирска, Санкт-Петербурга и других городов?
Видимо, такую образовательную базу под демократию и предлагают нам развивать европейские партнёры. Видимо, стадо баранов, считающих, что они действительно САМИ вышли на улицы, причём именно для борьбы с коррупцией (ну да… ну да…), и есть главный ценностный ориентир той модели образования, которую России так упорно подсовывают, и которую Россия всё ещё продолжает вкушать.
Хочется надеяться, что мысль об импортозамещении в отечественном образовании в итоге окажется весомее того, что пытаются насаждать нам «партнёры».
Фото TopWar