История. Запретная археология.

Эта земля была нашей: как продавали Аляску

30 марта 1867 года в Вашингтоне был подписан договор о продаже Россией Аляски и Алеутских островов Соединённым Штатам Америки. Решение императора Александра II продать труднодоступную и необжитую территорию по четыре цента за гектар и 150 лет спустя вызывает дискуссии. О причинах неоднозначного поступка — в материале RT.

Путешественник и дипломат Николай Резанов, как известно, собирался посвятить свою жизнь развитию Российско-американской компании на Аляске. В 1806 году правительство хоть и не сразу, но дало Резанову шанс осуществить свои грандиозные планы в Северной Америке. Спустя 61 год — в 1867-м — император и его приближённые окончательно разуверились в перспективности Русской Америки. Разуверились настолько, что продали Аляску американцам за не особенно значимые даже в те времена $7,6 млн.

Монополия: proetcontra

Аляска — с момента её открытия русскими путешественниками в 1732 году и до продажи в 1867-м — была сферой интересов купцов, которые добывали там пушнину. Собственно, под непосредственный контроль Российской империи Аляска попала только в последних годах XVIII века, когда на престол взошёл Павел I и объединил все купеческие группы Русской Америки в одну монополию — Российско-американскую компанию.

Ранее основатель первых поселений на Аляске Григорий Шелихов пытался выбить для себя эксклюзивные права на промысел в новых землях, но столкнулся со стойкой неприязнью Екатерины II к монополиям. Её сын Павел испытывал самую трепетную любовь ко всему, что не любила Екатерина, и поэтому с завидной скоростью начал создавать единую купеческую компанию в Русской Америке.

Шелихов до этого счастливого момента не дожил всего год, поэтому его пушная империя на Аляске перешла наследникам, в числе которых особенно отметился его зять Николай Резанов. Он-то и озаботился ужасным положением русских поселений на Аляске: люди там буквально умирали от голода. Тогда Резанов решил самостоятельно снабдить переселенцев всем необходимым, используя два корабля, специально приобретённых для этих целей, — «Юнону» и «Авось».

  • Николай Петрович Резанов
  • РИА Новости

Во время своей поездки Резанов посетил испанскую на тот момент Калифорнию. Отношения с испанцами, бывшими союзниками Наполеона, у русских складывались не слишком хорошо, но Резанов смог растопить лёд в общении и даже собирался закрепить результат женитьбой на 15-летней дочери местного губернатора Кончите. По воспоминаниям современников, на этот шаг 42-летнего вдовца Резанова толкнул именно дипломатический расчёт, а не безумная страсть. Со стороны Кончиты, впрочем, чувств было не больше: девушку просто очаровали картины роскошной жизни при дворе российского императора. Таким образом, у Российско-американской компании начало вырисовываться вполне успешное будущее, которому не дала осуществиться скоропостижная смерть Резанова.

Аляска или Приамурье

Некоторое время компания ещё оставалась на плаву и даже получала поддержку от правительства (как моральную, так и финансовую), но вскоре возникли довольно весомые геополитические проблемы.

Во-первых, приходилось опасаться нападения английского флота. Британские владения расположились в непосредственной близости от Аляски — на территории современной Канады, и ситуацию обостряла Крымская война, где Россия выступала противником Великобритании. Во-вторых, американцы стремительно расширяли сеть железных дорог, намереваясь распространиться по всей Северной Америке.

В тех реалиях у России было мало шансов защитить свои американские владения. К тому же Российско-американская компания и правительство и так тратили на содержание колоний непозволительно много денег, не принося никакой ощутимой пользы государству. В Приамурье дела шли значительно лучше, поэтому в середине XIX века существование Русской Америки было под большим вопросом.

Первым этот вопрос поднял Николай Муравьёв-Амурский — генерал-губернатор Восточной Сибири. В 1853 году в записке Николаю I он изложил все свои беспокойства. Русскую Аляску от американского владычества тогда спас договор между Российско-американской компанией и английскими предпринимателями в Америке, который временно отвёл от Аляски военную угрозу. Но уже тогда она оказалась на волоске — весной 1854 года было готово соглашение (пока фиктивное) об аренде американцами всех владений компании на три года.

Последние годы Русской Америки

Возникает вопрос: если военная угроза от Русской Америки была отведена, что заставило императора Александра II всё-таки продать её? Не в последнюю очередь — итоги Крымской войны.

  • Император Александр II
  • © Wikimedia Commons

После неудачной кампании Россия находилась в весьма плачевном экономическом положении — нужны были иностранные займы на сумму около $45 млн. Понятно, что в таких условиях любые денежные поступления в казну представляли для России интерес.

Другое дело, что американская сторона изначально предлагала всего $5 млн. На такую символическую сумму Россия согласиться никак не могла.

К тому же ревизоры, посетившие Америку в 1861 году, прямо говорили, что владения в Америке перспективны, и отказываться от них глупо.

Американцы тем временем начали Гражданскую войну, отодвинув вопрос об Аляске на дальний план. У Российско-американской компании появился шанс на выживание. Который она, однако, упустила.

Полугосударственная Российско-американская компания потребовала от государства оплатить её долги и предоставить дополнительные привилегии, при этом никак не доказывая свою эффективность. Главные противники Русской Америки, возглавляемые братом императора, великим князем Константином Николаевичем, несмотря на первоначальное поражение, свою бурную деятельность не свернули. Они продолжали осаждать Александра отчётами о бесполезности Аляски.

Великий князь ёмко и предельно ясно сформулировал три основные причины, по которым она должна быть продана:

  1. Неэффективность Российско-американской компании, которая может продолжать существование только с помощью государственных средств.
  2. Бурное развитие Приамурского края.
  3. Стремление к союзу с Америкой.

В 1866 году закончилась Гражданская война в Америке, и пути к переговорам снова открылись. К тому моменту уже никто из высших российских чиновников не высказывался против продажи. Вопрос состоял только в цене. И это стало своеобразной минутой славы для российского посла в Вашингтоне, Эдуарда Стекля. Он добился того, что первоначальная сумма в $5–5,5 млн выросла до $7,2 млн. Именно столько американцы обязались передать российскому правительству и Российско-американской компании, подписывая 30 марта договор о покупке Аляски.

«Глупость Сьюарда»

В России об этом узнают уже через пять дней, но без официального заявления правительства (сделанного только 8 октября) эта информация выглядела лишь невероятными слухами. До того момента, пока ситуация не прояснилась окончательно, газеты либо молчали, либо выражали недоумение.

Как же Аляска может быть продана, если русские люди столько лет, терпя множество лишений, создавали там поселение? Как Аляска может быть продана, если вместе с ней некогда могущественная Российско-американская компания теряет всё? Как Аляска может быть продана американцам за $7 млн, если даже англичане предложили бы больше?

Существует версия, что американцы тоже сначала не особо радовались приобретению, называя Аляску «глупостью Сьюарда» (Уильям Сьюард — госсекретарь США, ответственный за покупку Русской Америки) и «зоопарком полярных медведей Джонсона» (Эндрю Джонсон — президент США).

  • Госсекретарь США Уильям Сьюард
  • © Wikimedia Commons

Но это предположение ошибочно: большинство американских изданий высказались за приобретение Аляски, значительная часть газет и журналов заняла нейтральную позицию. Одним из изданий, выступивших резко против, стала влиятельная «Нью-Йорк Дейли Трибьюн», которая своей непримиримой позицией и породила легенду о том, что американское общество сначала восприняло сделку резко отрицательно.

Чуть позже оказалось, что Аляска стала одним из самых выгодных приобретений в истории страны. Территория бывшей Русской Америки не только обладает богатыми природными ресурсами, но и выгодным стратегическим положением, обеспечивающим США влияние в Тихом океане и выход на азиатский рынок.

Источник

 

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.