Великобритания, как известно, страна многонациональная. Живут там среди прочих и выходцы из Индии, исповедующие довольно специфическую религию — сикхизм. По правилам этой религии, мужчины должны носить тюрбаны и бороды. Среди сикхов особенно ценится военное дело, поэтому они охотно служат и в британской армии, и в британской полиции. При этом им разрешено вместо форменной фуражки носит тюрбаны, а также не бриться.
Один из таких обитателей туманного Альбиона по имени Навьет Шавний приехал как-то в Ригу туристом. Город ему очень понравился, но с местными жителями отношения не заладились. Экзотическая внешность Навьета вызывала враждебное отношение к нему со стороны рижан, которые обзывали его террористом и отказывались верить в то, что он является подданным Её Величества. А один человек смеялся над гостем латвийской столицы и снимал его на телефон.
Хуже, чем к нему, рассказывает Навьет, в Прибалтике относятся только к русским. На его глазах пару туристов из России выпроводили из заведения, грубо назвав их оккупантами. Более того, даже русских, которые всю жизнь прожили в республике, считают в Латвии негражданами и ущемляют в правах. «Русским вообще лучше не соваться в эту негостеприимную страну», — подытожил расстроенный в чувствах британец, среди знакомых которого очень много выходцев из России.
После этой поездки Навьет пришёл к выводу: «Расизм и нехватка знаний очень характерны для обитателей этого места». Подобные тенденции не должны удивлять: республика только в 1991 году стала независимой, а её народ узнал, что такое свобода. Навьет решил, что расизм и национализм латышей — это издержки молодой демократии. Хотя, если бы он вник в тему поглубже, то мог бы узнать, что «оккупанты» оставили Латвии развитую промышленность, сельское хозяйство и инфраструктуру, которых она лишилась из-за разных требований евробюрократии.
Когда Шавний опубликовал вместо большой статьи краткий рассказ о своей поездке в Латвию, то его читатели разделились на два лагеря. Одним из рижан стало стыдно, и они извинились за поведение своих земляков. Другие же размещали расистские комментарии. Один из них оставил очень откровенный отзыв на латышском языке: «Никакого гостеприимства они не заслужили». А другой уже по-английски написал: «Не возвращайся, террорист!».
Как бы ни убеждали сочувствующие оскорблённому гостю Риги, что не все латыши таковы, но даже и они проявили невежество. Например, популярный в Латвии певец Лаурис Рейнекес сказал: «Могу заверить, что местных людей напугали твоя борода и шарф на голове (не знаю точно, как он называется)». Рейнекес даже не знает ничего о сикхах и их обычаях. Навьет Шавний ему объяснил, что «шарф на голове» — это традиционный сикхский тюрбан, которых у него пятьдесят штук. Латышская русофобия является только одним из симптомов более обширной болезни — расизма.