На недавно завершившейся в Абу-Даби (ОАЭ) Международной выставке вооружений и военной техники IDEX-2017 российский концерн «Алмаз-Антей» продемонстрировал любопытный рекламный видеоролик. Как выяснилось, снят он был в октябре минувшего года на Черноморском флоте.
Именно там состоялись испытания нашего нового оружия — зенитно-ракетного комплекса «Тор-М2КМ». Автономный боевой модуль (АБМ) этого комплекса, изготовленный Ижевским электромеханическим заводом «Купол», был установлен на вертолетной палубе фрегата «Адмирал Григорович», головного корабля проекта 11356. Причем, на палубу фрегата модуль погрузили с помощью обычного портового крана, а закрепили как противолодочный вертолет — стальными цепями. Пуски зенитных ракет проводились по имитаторам крылатых ракет и, судя по видео, прошли очень успешно.
В чем необычность этого события? В том, что изначально в 80-х годах прошлого века мобильный ЗРК «Тор», названный так по имени древнего скандинавского бога, повелителя громов и бурь, создавался исключительно для противовоздушной обороны дивизий Сухопутных войск на марше и в позиционных районах. Поскольку боевая машина оказалась весьма эффективной, вскоре ее решили приспособить и для флота. На основе того «Тора» был разработан корабельный аналог ближнего радиуса действия — ЗРК «Кинжал». Он способен поражать любые современные средства воздушного нападения на дальностях от 1,5 до 12 километров. Установлен на всех больших противолодочных кораблях проекта 1155 типа «Удалой», а также на авианосце «Адмирал Кузнецов» и на тяжелом атомном ракетном крейсере «Петр Великий».
Так что опыта корабельной службы бывший «Тор» набирается давно. Но то, что было показано миру с палубы «Адмирала Григоровича», совершенно выбивается из прежнего ряда. Судите сами. ЗРК «Кинжал» имеет внушительные размеры (только та его часть, что возвышается над верхней палубой, занимает площадь 113 квадратных метров) и вес — 41,5 тонны. Его обслуживает расчет из 13 человек. А боевой модуль ЗРК «Тор-М2КМ» весит почти втрое меньше — всего 15 тонн. Чтобы установить его, утверждают производители, достаточно располагать любой горизонтальной платформой шириной в 2,5 метра и длиной не менее 7,1 метра. При этом ни механические, ни гидравлические приводы, связывающие ЗРК с платформой, не нужны. Все необходимое для боя уже наличествует в составе АБМ: специальная аппаратура, вычислительный комплекс, радиолокационные и оптические средства, ракетное вооружение, операторский отсек, система автономного и дополнительного электропитания с собственным запасом топлива, системами жизнеобеспечения, вентиляции и кондиционирования.
То есть водрузить «Тор-М2КМ» даже и не слишком могучим грузовым краном можно за считанные минуты не только на почти любой боевой корабль весьма скромного водоизмещения, но даже и на грузовой автомобиль. Или, допустим, на крышу высотного здания. Такую возможность обеспечивает полная автономность модуля — собственный источник питания в виде газотурбинного агрегата.
Но главное — перед нами фактически очень компактный боевой робот, поскольку боевая работа машины максимально автоматизирована. Судите сами: приводится в боевую готовность за три минуты. Обладает собственной радиолокационной станцией, которая способна обнаруживать до 144 воздушных целей и одновременно сопровождать до 20 самых опасных из них. Расчету всего из двух человек достаточно указать в качестве первоочередной для обстрела лишь одну мишень. Еще три, находящихся в секторе обстрела, модуль сам берет на автосопровождение и к каждой направляет по ракете.
При этом дальняя граница зоны поражения ЗРК «Тор-М2КМ» располагается на три километра дальше, чем у «Кинжала». Что немаловажно в очень скоротечном бою с воздушным противником. Вероятность поражения каждой цели одной ракетой не ниже 0,98.
Таким образом, перед нами совершенно новое и очень современное средство корабельной ПВО. Но для чего и для кого оно создано? На мой взгляд, ответ на этот важный вопрос кроется в составе участников тех самых испытаний, который состоялись на «Адмирале Григоровиче». Согласно официальному сообщению, наряду с ИЭМЗ «Купол» и НИИ кораблестроения и вооружения ВМФ РФ в работах участвуют инженеры и конструкторы ОАО «Северное ПКБ» и ОАО «Зеленодольское ПКБ». И вот на этом, полагаю, следует остановиться поподробнее.
Ведь чем у нас в последние годы занимается «Зеленодольское ПКБ»? Очевидно, самая главная его головная боль — крупная серия малых ракетных кораблей (МРК) проекта 21631 «Буян-М», которые строит сегодня на Волге завод им. Горького. Напомню, пять таких боевых единиц («Град Свияжск», «Углич», «Великий Устюг», «Зеленый дол» и «Серпухов») уже переданы флоту. Четыре заложены на стапелях и пребывают в разных степенях готовности. Подписаны контракты с Министерством обороны РФ на строительство еще трех МРК этого типа.
Проектировались «Буяны-М» для пополнения Черноморского флота и Каспийской флотилии. Причем — главным образом для решения задач охраны и обороны исключительной экономической зоны нашей страны. Поскольку считалось, что далеко от берега отходить им не придется, приспосабливали «Буяны-М» одновременно и для плавания по рекам. Небольшая ширина (11 метров) и осадка (до 2,6 метра) позволяют им легко преодолевать шлюзы Волго-Балтийского водного пути. Водометные движители на этих МРК тоже явно не для океанских походов.
И что совершенно очевидно: вооружая эти весьма небольшие кораблики высокоточными ракетными комплексами «Калибр-НК», ни кораблестроители, ни заказчики из ВМФ и Министерства обороны РФ и сами не ожидали, что все у них получится сверхудачно. Первое боевое применение трех МРК проекта 21631 из акватории Каспийского моря по позициям террористов в Сирии произошло 7 октября 2015 года. И привело в изумление весь мир. Такой точности удара и такой дальнобойности от «Буянов-М» не ожидал никто. Ошеломленный американский журнал The National Interest написал: «Буян-М» с восемью ракетами «Калибр-НК» на борту осуществляет более массивный удар, чем ныне выведенный из состава ВМС США фрегат типа «Оливер Хазард Перри», и уж точно обладает большей огневой мощью, чем любой из американских боевых кораблей прибрежной зоны LCS».
По мнению журнала, с боевыми возможностями мгновенно ставшего знаменитым крохотного по флотским меркам 950-тонного «Буяна-М» могут сравниться лишь составляющие основу нынешних ВМС США эсминцы типа «Арли Берк» и ракетные крейсера типа «Тикондерога». Но они, безусловно, гораздо больше по размерам и гораздо дороже. Так выяснилось, что на самом деле мы построили МРК с едва ли не стратегическими возможностями. Если учесть, что из акваторий Черного и Каспийского морей они способны держать под прицелом едва ли не все европейские столицы, Ближний и Средний Восток.
Ничего удивительного, что первые два МРК этого проекта «Серпухов» и «Зеленый дол», которые в 2015 году пополнили Черноморский флот, были почти немедленно отправлены из Севастополя на боевую службу в Средиземное море. Вынужденно наплевав на свою более чем скромную мореходность, на малую осадку и на водометные движители.
За год эти кораблики по три раза смотались туда и обратно. А в октябре 2016-го и вовсе отправились вокруг Европы выручать обессиливший за последние годы российский Балтфлот. Там, на Балтике, «Серпухов» и «Зеленый дол» пребывают и по сей день.
Словом, какие там реки, какие шлюзы? Но рискованнейший океанский переход через почти всю Атлантику наглядно высветил не только сильные стороны «Буянов-М». Стала очевидной и их фактически полная беззащитность в дальнем походе от ударов с воздуха.
Те, кто задумывал эти корабли в варианте «река-море», конечно, полагали, что сильная ПВО не обязательна. Вблизи родных берегов собственная истребительная авиация наземного базирования прикроет. Поэтому в целях экономии места под «Калибры-НК» ограничились установкой на МРК проекта 21631 двух турельных пусковых установок комплекса 3М47 «Гибка». На каждой — по четыре зенитных ракеты «Игла». Тех самых, которые давно используют в Сухопутных войсках в составе обычных переносных зенитных ракетных комплексов и которые запускают с солдатского плеча.
В общевойсковом бою, когда над тобой «висит» своя истребительная авиация, когда тебя прикрывают еще и всяческие С-300 и «Буки», ПЗРК «Игла», безусловно, годится. А каково только с нею выходить в океан? Или даже в Средиземное море?
Поэтому вполне естественно, что с появлением новых боевых задач для «Буянов-М» конструкторам пришлось задуматься и над усилением их возможностей по отражению масштабного нападения с воздуха. И (хотя об этом пока никто официально не заявляет) испытанный на «Адмирале Григоровиче» компактный автономный боевой модуль ЗРК «Тор-М2КМ» может оказаться весьма кстати.
Это предположение подтверждает и тот факт, что специально для «Буянов-М» в АО «Центральное конструкторское бюро аппаратостроения» разработана новейшая и весьма могучая радиолокационная станция с активной фазированной решеткой. Принцип ее работы тот же, что и на бортовой РЛС проходящего испытания российского истребителя пятого поколения Т-50 (ПАК ФА). Новые радиоэлектронные «глаза и уши» для «Буянов-М» уже испытывают на одном из малых ракетных кораблей проекта 12443 «Молния».
Работа завершится до конца нынешнего года. Но если такая РЛС на «Буянах-М» станет работать совместно с их хилыми ЗРК «Гибка», то получится полная нелепость. А вот обеспечивать противовоздушную оборону вместе с ЗРК «Тор-М2КМ» — совсем другое дело.
Сложнее объяснить интерес к «Тору-М2КМ» со стороны ОАО «Северное ПКБ». Разве что так: именно названному конструкторскому бюро принадлежит авторство фрегатов проекта 11356, в том числе и «Адмирала Григоровича». При этом только «Адмирал Григорович» пока несет полноценную боевую службу в Севастополе. Второй такой же — «Адмирал Эссен» — формально включен в состав Черноморского флота почти год назад, в июне прошлого года. Но по сию пору загадочно и без внятного объяснения причин бороздит исключительно балтийские волны.
Третий фрегат проекта 11356 с именем «Адмирал Макаров» уже второй год не в состоянии завершить программу государственных испытаний. Основная причина названа давно — серьезные проблемы с установленными на этих кораблях зенитно-ракетными комплексами «Штиль-1». На днях в ходе Единого дня военной приемки это публично признал заместитель министра обороны РФ Юрий Борисов.
Причем, несложно догадаться, откуда выросли ноги у этой проблемы. Для специалистов не секрет, что в 2010 году формально был приватизирован, а фактически разгромлен и разогнан основной и многолетний разработчик наших корабельных зенитно-ракетных комплексов «Морской НИИ радиоэлектроники «Альтаир». Его акции переданы концерну «Алмаз-Антей». Естественно, прилюдно эти мероприятия объяснялись необходимостью пресловутой «оптимизации» в конструировании новой боевой техники. В прессе же появлялись и другие объяснения: кто-то очень стремился взять под контроль имущественный и финансовый комплекс ОАО «МНИИРЭ «Альтаир», стоимость которого по некоторым оценкам составляла 7 млрд руб. Очень привлекательно выглядели 8 га земли и около 100,0 тыс. кв. м площадей служебных зданий в Москве. В Тверской области «Альтаир» имел полигон (еще 90 га земли и 8,0 тыс. кв. м служебных помещений).
Не стало «Альтаира» — некому дорабатывать и «Штиль-1». Но если этот злосчастный комплекс не удастся довести до нужных кондиций — возможно, на фрегатах проекта 11356 пригодится и «Тор-М2КМ»? Его тактико-технические характеристики намного скромнее, но это все же лучше, чем ничего.
И тогда понятно, зачем в октябре на «Адмирале Григоровиче» выходили в море еще и специалисты «Северного ПКБ».
Фото ТВЗвезда
Полную хронику событий новостей России за сегодня можно посмотреть (здесь).