После национализированного «ПриватБанка» очередным активом группы «Приват», который государство возьмет под свое крыло, скорее всего, станет авиакомпания «Днеправиа», основным достоинством которой является монополия на обслуживание международного аэропорта «Днепропетровск», пишет украинский еженедельник «2000».
Проданное в 2009 г. Фондом госимущества днепровскому ООО «Галтера» за 59 млн грн ПАО «Авиационная компания «Днеправиа» должно было до конца 2014 г. получить от инвестора на развитие 882 млн грн, в том числе 107 млн грн — на реконструкцию взлетно-посадочной полосы. Последнюю вместе с системой радиомаяков и земельными участками, на которых они расположены, АК «Днеправиа» давно должна была передать государству.
Однако, проверив в августе 2015 г. условия договора купли-продажи 94,572% акций ПАО «Днеправиа», в ФГИ убедились, что даже с учетом индекса инфляции сумма необходимых инвестиций составила всего лишь 142 млн грн.
После этого авиакомпании Игоря Коломойского был выписан штраф и пеня за невыполнение условий приватизации в размере 221,4 млн грн, а в июне 2016 г. подан иск о взыскании этой суммы. Параллельно ООО «Галтера» было предложено разорвать договор купли-продажи авиакомпании.
Однако «Днеправиа» не признала поражения и начала добиваться внесения изменений в условия соглашения с ФГИ и пролонгирования договора купли-продажи до 2018 г. На это у юристов авиакомпании, казалось бы, тоже имелись веские основания.
Приватизация днепропетровского аэропорта проводилась под кампанию подготовки к чемпионату Европы по футболу 2012 г. Однако Днепр (город, а не река, — «СП») в число населенных пунктов, принимающих Евро, не попал. Не осуществились и планы по проведению на Украине чемпионата Европы по баскетболу 2015 г.
Передача государству взлетно-посадочной полосы и системы радионавигации якобы тормозилась из-за неоднократного реформирования госорганов и смены законодательства, задержек и бездействия со стороны Минтранса, Мининфраструктуры и ФГИ. А в 2014 г. началась антитеррористическая операция, потребовавшая активного участия в ней Днепропетровского аэропорта.
Тем не менее в мае и сентябре минувшего года Хозяйственный и Апелляционный хозяйственный суды г. Киева, а в феврале 2017 г. и Высший хозяйственный суд Украины (ВХСУ) отказали ООО «Галтера» в изменении условий договора купли-продажи акций АК «Днеправиа».
В вопросе выплаты штрафа и расторжения договора о приватизации днепровские суды были на стороне авиакомпании Игоря Коломойского. Однако 20 марта ВХСУ частично удовлетворил требования ФГИ, отменив предыдущие решения в пользу «Галтеры», и постановил вернуть дело на рассмотрение в первую инстанцию.
Документально подтвержденное решение Хозяйственного суда Днепропетровской области о национализации АК «Днеправиа» в реестре судебных решений пока отсутствует.
Однако генпрокурор Юрий Луценко уже поспешил отчитаться на своей страничке в Facebook о том, что 30 марта Хозсуд при представительстве областной прокуратуры обязал ПАО «Днеправиа» списать акции, купленные «Галтерой» у ФГИ, в пользу государства.
Последняя точка в этом деле еще не поставлена. Компания Игоря Коломойского, скорее всего, подаст апелляцию на это решение. Но, учитывая предыдущий ход рассмотрения дела и то, что ООО «Галтера» не отрицает невнесения большей части инвестиций, положенных по соглашению с ФГИ, речь может идти лишь о размере штрафных санкций и перспективах их выплаты государству. А они, собственно говоря, невелики.
Дальнейшая судьба международного аэропорта «Днепропетровск» практически безошибочно связана с мэрией Днепра. Нынешний городской голова Борис Филатов уже несколько раз публично возмущался действиями Игоря Коломойского, авиакомпания которого превратила аэропорт в свою собственность и неоднократно отказывалась принимать рейсы иностранных авиакомпаний, как правило, по техническим причинам.
Последний скандал такого рода у «Днеправиа» вышел в апреле прошлого года с Turkish Airlines, а до этого — с немецкой Lufthansa. Обе эти авиакомпании входят в альянс авиакомпаний Star Alliance.
Следствием отказа иностранцам обслуживаться в Днепре становятся завышенные расценки на авиаперелеты, которые устанавливают «Днеправиа» и «МАУ». К последней авиакомпании Игорь Коломойский также имеет опосредованное отношение как акционер. Многие международные направления из Днепра не обслуживаются. Поэтому, чтобы полететь на курорт или в командировку, днепрянам приходится ехать в Запорожье или Борисполь.
Дошло до того, что мэр Днепра Борис Филатов, в 2014—2015 гг. работавший заместителем председателя Днепропетровской ОГА Игоря Коломойского, начал ратовать за строительство еще одного коммунального аэропорта за счет мэрии.
Однако новый аэропорт строить не придется. «Борис Филатов, похоже, много сэкономил», — написал в Facebook Юрий Луценко.
Ярослав Дмитренко.
От редакции. Этот материал представлен в рамках совместного проекта «Свободной Прессы» и украинской газеты «2000». Сегодня еженедельник «2000» остается одним из немногих объективных украинских СМИ.
Фото ТАСС
Также можете посмотреть все новости Украины за сегодня