Что делать политикам, которым профессиональная компетентность не позволяет выполнять свои обязанности в исполнительной власти даже на «троечку», а терять рейтинговые очки не хочется?
Вариантов немало. По-прежнему наиболее популярен старый советский рецепт: создать трудности (не себе, конечно, а людям), чтобы потом их героически преодолеть! В общем, как в том анекдоте о козе, которую по совету раввина бедный и несчастный еврей сначала купил и поселил в своем доме, а когда жизнь с ней стала невыносима, по совету того же ребе продал и был счастлив, пишет украинский еженедельник «2000».
Почувствовав некоторое облегчение после очередного искусственно созданного кризиса, граждане не смогут не оценить «заботу» правительства и не задумаются над тем, что назначение власти не в преодолении кризисов, а в их предвидении и предотвращении. Уж не знаю, есть ли «штатные» политтехнологи у премьера Гройсмана, но аккурат 1 апреля он разместил на своей странице в Фейсбук видеообращение следующего содержания (расшифровка текста по видео):
«Вчера я пообещал разобраться с абонплатой за газ, провести тщательные расчеты и посмотреть, как это повлияет на оплату за газ для каждого украинского гражданина. Только что я завершил совещание по этому поводу. Увеличение действительно есть и составляет в среднем в расчетах от 1,3 до 3 раз, особенно это касается тех, кто живет в многоквартирных домах.
Это недопустимо! Ни я, ни правительство это категорически не поддерживаем. Я только что имел разговор с представителем комиссии, которая установила эту абонплату с 1 апреля. Хотя Национальная комиссия по энергетике и не подчиняется правительству и премьер-министру, но я в понедельник направлю официальное обращение. Требую, чтобы это решение было пересмотрено. Это наша принципиальная позиция!»
Классика жанра! Еще в декабре глава «Нефтегаза» (структура, подчиняющаяся правительству) Андрей Коболев анонсировал грядущие нововведения, очевидно, что с ведома Кабмина они были внесены на рассмотрение и одобрены НКРЭ. Об этом с всё более нарастающим накалом писали СМИ, и только 31 марта премьер «проводил большую пресс-конференцию для региональных СМИ, и на ней мы обсуждали то, что Нацкомиссия ввела абонплату», и понял, что «это недопустимо».
Правда, в сообщении на сайте Кабмина о пресс-конференции комментарий премьера был куда как более спокойным: «Согласно принятому закону о рынке газа и в соответствии с Кодексом транспортных сетей нам с 1 апреля надо разграничить цену газа и стоимость его транспортировки и поставки. И это, собственно, привело к уменьшению цены газа на 800 грн. Фактически произошло расщепление. Сейчас я хочу посмотреть на структуру платежа». Он подчеркнул, что стоимость тысячи кубометров газа должна составлять теперь около 6 тыс. грн. Кроме того, расщепление платежа никоим образом не отразится на получателях субсидий. «Тем 7,5 млн. домохозяйств, которые получают субсидии, — на них это не отразится».
Похоже, за сутки произошло нечто заставившее премьера экстренно изображать «доброго царя», укрощающего нехороших бояр. Но, согласимся, получилось крайне неубедительно, хотя неофициальный «прикид», видимо, должен был подчеркнуть, что расчеты премьер получил действительно «только что» и сразу же решил обратиться к народу. Ну не тянет Владимир Борисович на харизматичного правителя (вот у Юлии Тимошенко такие номера иногда проходили).
Если премьер за три с лишним месяца не мог разобраться, то это говорит только о его вопиющей некомпетентности. Впрочем, тут уж не скажешь, что лучше с «рейтинговой» точки зрение — отстаивание принятого решения или такая вот его отмена.
Но в любом случае, принимая те или иные решения, особенно непопулярные, власть должна многократно просчитать все их последствия, включая сугубо политические, поскольку, отменяя ранее принятое решение, власть проигрывает дважды: несет тяжелые электоральные потери и не получает того, ради чего такие решения принимались. Заодно показывая самим фактом отмены, что не такие они уж и «неизбежные». Если же действительно речь шла лишь о «расщеплении», то это и следовало разъяснять задолго до «дня Х», когда СМИ и оппозиция только начали раскручивать эту выигрышную для них тему.
Ведь, оказывается, благодаря абонплате большинство украинцев будут меньше платить за газ, о чем в понедельник (после тирады Гройсмана) на заседании согласительного совета лидеров фракций и председателей комитетов парламента заявила зампредседателя фракции «БПП» Ирина Луценко.
Она отметила, что получила отчеты от Нацкомиссии, осуществляющей регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг, и «как народный депутат Украины, которая никогда не впадает в истерику», готова всем рассказывать о цене на газ. Она убеждает, что «для абсолютного большинства потребителей цены на газ упадут, уменьшатся». Также Луценко утверждает, что подорожание коснется лишь 4% населения, у кого есть газовая плита (неужели у нас столь малая обеспеченность газовыми плитами? Даже если речь идет о тех, кто из газовых приборов пользуется только ими, цифра выглядит безумно заниженной. — Авт.).
«Однако для компенсации этого повышения НКРЭКУ готовит снижение на эту же сумму для них стоимости коммунальных услуг в целом», — заявила Луценко. Она подчеркнула, что НКРЭКУ при принятии решения о введении абонплаты за газ выполняла закон Украины о рынке природного газа. А также подчеркнула: «истерика украинцев» связана с тем, что якобы Россия без этого решения должна была бы получить сверхприбыли. «Говорите правду: вас беспокоят не 50 гривен для 4% украинцев, а 12 млрд долл., которые может потерять российский «Газпром». И не смейте спекулировать, когда работаете на Москву. Это позиция «Блока Петра Порошенко».
Т.е. премьер работает на Москву?! Получается парадоксальная ситуация и не только потому, что столь противоположные оценки дают деятели, относящиеся к одной политической силе.
Анализ конфликта между премьером и НКРЭ, возглавляемой очевидной креатурой президента 28-летним Дмитрием Вовком, выходит за рамки тематики данной рубрики, поэтому лишь отметим, что вынос на публику внутренних разногласий к удачным политическим шагам никак не отнесешь. А то, что премьер Гройсман постарался отмежеваться от непопулярного решения, выйти из-под огня критики со стороны оппозиции, могло бы вызвать у президента и его ближайшего окружения вопросы не только к нему (премьеру), но и «по нему».
Однако в этот раз, судя по всему, президент принял сторону премьера. «Без диалога с людьми такие решения не принимаются», — прокомментировал решение о введении абонплаты на газ Порошенко.
«Действие данного постановления должно быть приостановлено! Обращаюсь к правительству и НКРЭКУ найти согласованное решение, которое бы предусматривало неповышение тарифов и распространение субсидий на все виды платежей для всех, кто в этом нуждается», — говорится в заявлении главы государства, появившемся на президентском сайте около часа ночи 4 апреля. Таким образом все, что сказано выше применительно к премьеру, в еще большей степени относится к президенту.
Можно лишь добавить, что оппозиция получила отличный повод праздновать победу и говорить о своей эффективности в деле защиты интересов граждан. Действительно, эту тему она начала раскручивать весьма активно. Особо отмечу, что хотя о «нововведениях» было известно давно, оппозиционеры «вспомнили» о них накануне самого вступления их в силу. Такая тактика цинична, но с точки зрения политического пиара — наиболее выигрышна.
Прежде всего, это относится к Юлии Тимошенко, которая верна тактике «точечных ударов», акцентируя позицию своей партии только на беспроигрышных темах, оказавшихся в центре общественного внимания. Относительно введения абонплаты за газ «Батькивщина» сделала отдельное заявление и инициировала созыв сессий местных советов с требованием отменить абонплату за газ, причем, по словам Юлии Тимошенко, в нескольких местах такие сессии уже состоялись, и соответствующие резолюции вынесены. В общем, Юлия Владимировна и ее партия, как всегда, в авангарде борьбы за народные интересы, и это, наверное, «приесться» не может.
Не затерялся и Олег Ляшко: его заявление по поводу введения абонплаты, распространённое пресс-службой РПЛ, с позволения читателей, я приведу полностью, на языке оригинала, дабы не растерять колорит: «Я звертаюсь до синьйора Помідора — вся країна знає, хто це такий. А хто не знає, я вам скажу — це президент Порошенко. Синьйор Помідор у казці про Чиполіно ввів податок на дощ, а Порошенки… вводять податок на газові лічильники. Скоро введуть податок на те, щоб нам пер<…> чи дихнути. Тому я звертаюсь до Порошенка: не стійте осторонь! Не робіть вигляд, що вас це не стосується, бо винесемо на вилах».
Что тут сказать! Да, любое публичное действие политика должно быть ему органично, вкладываться в тот имидж, который он предпочитает. И с этой точки зрения, очередное эпатажное заявление Ляшко вроде бы идеально укладывается в его образ «парня из народа», с самых низов, говорящего с «народом» (кавычки потому, что низы — тоже не весь народ) на одном языке и опирающегося на соответствующую электоральную нишу.
Но нужно понимать, что и такой «народ» в значительном своем большинстве хочет видеть во главе страны людей грамотных, образованных и культурных. Говоря образно, «не каждая кухарка хотела бы видеть во главе страны кухарок». И то, что подходило для заведомого политического клоуна, может оказаться явным перебором для политика, реально претендующего на очень высокие посты. Команде Олега Ляшко стоило бы это иметь в виду.
Фото ТАСС
Также можете посмотреть все новости Украины за сегодня