Ракетный удар, нанесенный США по авиабазе правительственных войск в Сирии, является актом агрессии против суверенного государства. Такого мнения придерживается президент России Владимир Путин, сообщил его пресс-секретарь Дмитрий Песков.
Глава российского государства считает ракетный удар США нарушением норм международного права, нанесенный под надуманным предлогом. Песков напомнил, что факт уничтожения сирийских запасов химического оружия был подтверждён Организацией по запрещению химического оружия — специализированным подразделением ООН.
По мнению Кремля, атака США на Сирию «не приближает нас к конечной цели в борьбе с международным терроризмом». Напротив, создается препятствие для создания международной коалиции по борьбе с ним. Действительно, вскоре после ракетного удара по аэродрому Шайрат боевики ИГИЛ*, по информации портала Al-Masdar, перешли в наступление под Пальмирой.
«ИГИЛ… сейчас рукоплещет США, которые фактически ему обеспечили передышку и укрепление», — цитирует ТАСС слова спикера Госдумы РФ Вячеслава Володина. По его мнению, действия Вашингтона перечеркивают все усилия по борьбе с терроризмом, предпринятые как Россией, так и США.
В свою очередь, МИД РФ в своем заявлении назвал действия Вашингтона угрозой международной безопасности. Российские дипломаты указали, что само присутствие американских военных на территории Сирии вопреки позиции ее властей является нарушением международного права. В связи с этим Россия приостановила действие Меморандума о предотвращении инцидентов и обеспечении безопасности полетов авиации в ходе операций в Сирии, заключенного с США.
Кроме того, российский МИД призвал Совет Безопасности ООН провести чрезвычайное заседание для обсуждения сложившейся ситуации.
Отметим, что Трамп принял решение об атаке на Сирию, не получив одобрения Конгресса США, хотя еще в 2013 году, в аналогичной ситуации требовал этого от Барака Обамы. В результате в Конгрессе уже раздаются голоса об опасности такого решения. По словам представителя демократической партии Тулси Хаббард, его последствием может стать «ядерная война между Соединенными Штатами и Россией».
В случае возникновения военного конфликта Америка не останется одна — с ней почти наверняка будут союзники. Уже в первые часы после ракетного удара действия Вашингтона поддержали Великобритания, Франция, Германия, Австралия, Израиль, Турция и Саудовская Аравия. По словам, госсекретаря США Рекса Тиллерсона, это должны сделать все американские союзники.
Пока Пентагон называет случившееся в Сирии «единичной операцией», однако никто не знает, как будут развиваться события дальше. Ситуация усугубляется еще и тем, что на атакованном аэродроме, по данным CNN, находились российские военнослужащие. В числе погибших и пострадавших их нет, однако сам факт атаки говорит о готовности Вашингтона к конфронтации с Россией в самом жестком ключе.
Военный эксперт, экс-начальник зенитно-ракетных войск командования специального назначения ВВС России Сергей Хатылев отмечает решительность американцев на сирийском театре военных действий.
— Американцы, ни на что не глядя, игнорируя ООН, приняли решение нанести удар по инфраструктуре, по аэродрому. Выпущено 59 крылатых ракет. Это очень много. Для такого объекта это в два-три раза больше, чем необходимо. Даже если процентов десять не долетело и были ошибки в наведении. Если бы наши 59 «Калибров» ударили по американскому аэродрому, там живого места бы не осталось. Поверьте. Скорее всего, большое количество ракет объясняется тем, что это была акция устрашения. Американцы продемонстрировали решимость, проигнорировали развернутые в Сирии российские базы, прикрытые комплексами С-400.
— А как это выглядит с чисто военной точки зрения?
— Скорее всего, американцы готовились к этому длительное время. Как показывает опыт всех прошлых конфликтов, прежде чем нанести удар они изучают воздушную обстановку очень долго, около года. И сейчас также. Пентагон нанес удар с моря, чтобы не было зафиксировано массового взлета авиации. Чтобы наши радиолокационные станции, разведка, не могла обнаружить потенциальную опасность на дальних рубежах.
Ведь зона обнаружения на высоте в сто метров на порядок меньше, чем на средних и больших высотах. То есть тут момент внезапности сыграл на руку американцам. Они использовали все тактические обстоятельства и недостатки, которые были в районе Сирии. Из-за местных особенностей мы не могли создать там сплошную зону зенитно-ракетного прикрытия, поднять авиацию и работать по малым высотам.
Если бы в Сирии были бы в достаточном количестве наши станции, предназначенные для радиоэлектронной борьбы, все было бы иначе. Ведь крылатая ракета идет на высоте меньше ста метров. Она огибает рельеф. Станции создают помехи навигационной системе крылатых ракет и это очень эффективно. Но таких станций там нет или немного.
Кроме того, есть политический фактор. Предполагаю, что в ближайшие дни или месяцы эта история может повториться. Американцы показали атаку с моря, за ней последует атака с другой территории, затем еще откуда-то. То есть на прямое столкновение с нами они, может, и не пойдут, но показывать свои возможности по разным направлениям и высотам будут.
— Зачем?
— Не зря удар нанесен не с наземных баз или с помощью авиации, а с корабля. Таким образом, показали невысокую эффективность российских комплексов ПВО. Две недели назад в Штатах началась мощнейшая кампания по дискредитации русского оружия. У нас ведь сейчас увеличивается военно-техническое сотрудничество и по ПВО, и по авиации, и по другому оружию. Демонстративный удар по Сирии направлен и против этого тоже.
— Какими будут, по-вашему, глобальные последствия ракетного удара в Сирии?
— Клубок проблем, который сейчас закручивается в Сирии, Россию ожидает и в других регионах: в северных широтах — Арктике, поэтому мы там и активизируемся сейчас, на Дальнем Востоке, на западной границе — в районе Калининграда и у наших южных границ, куда уже прорываются боевики. У нас военные возможности для противодействия таким ударам имеются. При наличии политической воли этому можно противостоять. Но надо понимать, что это больше политическая история, чем военная.
Российский дипломат, бывший сотрудник российской миссии в ООН Игорь Никулин не верит, что России удастся эффективно восстановить равновесие, используя механизмы Организации Объединенных Наций.
— Поводом для атаки послужила история с якобы применением сирийской армией химического оружия в Идлибе. Должно было быть международное расследование с целью выяснить, кто применил химическое оружие. Ясно, что химическое оружие применил тот, у кого оно есть, в чьих арсеналах оно осталось. У Асада его нет. Все, что у него было, было передано международным наблюдателям. Поэтому история в Идлибе по всем признакам напоминает провокацию.
Американцы предпочли не ждать никакого расследования. Они предпочли нанести превентивный удар. Это грубое нарушение международного права, но у них за последние годы их было множество. Президент в США новый, а методы, как видим, старые.
— Что теперь Россия может предпринять в ООН?
— Мы будет говорить в ООН, что никаких доказательств того, что химоружие применил именно Асад, нет и продолжать оспаривать произошедшее. Вряд ли это приведет к чему-либо, кроме длительных препирательств. Недаром многие союзники США уже высказались в поддержку Вашингтона.
Повторяется история 2003 года, когда ударили по Ираку. Тогда же вели переговоры, было получено согласие Саддама Хусейна на переезд в Ливию вместе с семьей, но как только американцы об этом узнали, в ту же ночь нанесли удар. У них существует приоритет победы США над решением той или иной проблемы.
Первый заместитель председателя комитета Госдумы РФ по международным делам Дмитрий Новиков видит в случившемся в Сирии преемственность внешнеполитического курса Америки.
— США давно привыкли решать вопросы по-своему и с использованием силы. Вспомним, еще сто лет назад, во время нашей гражданской войны в числе многочисленных иностранных интервентов были и американские войска. После Второй мировой войны их аппетиты хоть как-то уравновешивались СССР. А вот когда Союз распался, все началось вновь. Вспомним, Югославию, Ирак, Ливию. Сейчас мы наблюдаем продолжение этой линии. Акт агрессии очевиден.
*»Исламское государство» (ИГИЛ) решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года было признано террористической организацией, его деятельность на территории России запрещена.
Фото ТАСС