Ракетный удар американских ВМС по авиабазе Шайрат вновь обнажил тему сравнения высокоточного оружия. Американские «Томагавки» долгое время оставались главным американским топором войны и считались наиболее прогрессивным вооружением. Однако появление ракетного комплекса «Калибр» и стрельба на несколько тысяч километров через территорию двух стран поставили под вопрос единоличное лидерство «Томагавков».
«Буря в пустыне» и мощный «Рельеф»
Крылатые ракеты «Томагавк» по праву носят звание самых массовых крылатых ракет в мире. Применялись эти ракеты во время «Бури в Пустыне», этими же ракетами американские корабли помогали «обрабатывать» Югославию. «Томагавки» так же работали во время вторжения американской армии в Ирак в 2003-м, и опыт применения крылатых ракет в таких конфликтах, пожалуй, неоценим. Крылатая ракета — эдакий бульдозер с парой сотен килограммов взрывчатки, расчищающий путь самолетам тактической, да и любой другой авиации. Уничтожение объектов противника американскими специалистам по пиару всегда подавалось, как исключительная, доступная одним лишь американцам технология. Многочисленные съемки и подтверждения пораженных объектов до сих пор можно обнаружить на видеохостингах.
При этом американская разработка подается как уникальная, не имеющая мировых аналогов технология. Однако в этом американские производители не совсем правы. Точнее, не правы вообще. Задолго до того, как «Томагавки» начали свой боевой поход по территориям стран в разных концах мира, в Советском Союзе уже существовал сухопутный комплекс с крылатыми ракетами. Забегая чуть вперед, стоит отметить, что именно 3К12 «Рельеф», размещавшийся на базе восьмиколесного тягача, в виду мобильности комплекса и дальности ракет одним из первых попал в договор о сокращении ракет средней и малой дальности. Данные о проходимости шасси, мощности двигателя и прочие характеристики в этом случае стоит опустить, потому как главного внимания заслуживает сама ракета. В состав самоходного пускового шасси входило шесть крылатых КС-122 с дальностью действия до 2900 (!) километров.
Без малого три тысячи километров дальности в условиях «континентальных» боевых действий и наличия ядерной боевой части могли привести к тому, что вести боевую работу комплексы «Рельеф» могли практически не покидая расположения части. Созданный в ответ на развертывание «сухопутных» ракет «Томагавк» — GLCM в перспективе мог успешно решать боевые задачи, однако многолетней боевой службы уникальный сухопутный, и его «брат-близнец», морской ракетный комплекс не получили. Подписанный в 1987 году договор РСМД между СССР и Соединенными Штатами поставил крест на уникальной разработке, а собранную в целях опытно-войсковой эксплуатации партию самоходных пусковых установок распилили в присутствии международной комиссии.
Гулять, так гулять
Одним из камней преткновения и предметом непрекращающихся споров вокруг сравнения комплексов «Калибр» и «Томагавк», кроме многолетнего «опыта работы» последнего является и расход таких боеприпасов в расчете на одну цель. В этом смысле пример ВМС США и применение КР «Томагавк» по целям во всех известных конфликтах специалистов настораживает. С одной стороны, большой запас собранных по государственным контрактам ракет позволяет устроить удар сразу сотней ракет. Однако целесообразность и эффективность таких ударов раз за разом подвергались сомнению. Только за время операции «Буря в пустые» в 1991 году для применения ракет «Томагавк» задействовали 20 надводных кораблей и подводных лодок. В общей сложности по целям на территории Ирака американские ВМС выпустили 297 ракет, из которых (в виду разных причин) до целей долетели 285.
Эффективность удара «Томагавками» эксперты не берутся оценивать до сих пор, поскольку осуществлялся массированный удар в тесном взаимодействии с самолетами радиоэлектронной борьбы, да еще и ночью. Иракские военные, даже, не смотря на масштаб нападения и техническую оснащенность американской армии, флота в ВВС сумели перехватить около 30 крылатых ракет. Несмотря на то, что крылатые ракеты позволили значительно сократить потери пилотируемой авиации, о тотальном превосходстве на поле боя даже против технически уступающего противника говорить не пришлось. Странностей с нарядами на цель у ракет «Томагавк» прибавилось в ходе авиационных и ракетных ударов по Югославии. По данным экспертов, всего по 200 целям в Югославии было применено более 700 (!) крылатых ракет, включая крылатые ракеты морского базирования.
По оценкам экспертов, свыше 40 ракет при этом было перехвачено средствами ПВО. Причем именно в Югославии вскрылись основные проблемы применения крылатых ракет морского базирования. Сложные метеоусловия, плотная и хорошо организованная структура войск ПВО, а так же сложный характер местности сыграли с высокоточным вооружением злую шутку. Однако, даже не смотря на значительные сложности, тактика применения типового тройного эшелонированного удара (КР, прорыв ПВО, ударный) себя оправдала. Высокий расход ракет на одну цель при этом никого из американских военных не смутил. Не менее масштабным получилось применение крылатых ракет в Афганистане. По сведениям специалистов, в общей сложности против талибов, не имевших серьезных средств ПВО кроме зенитной артиллерии, было применено более 650 крылатых ракет.
Эксперты отмечают, что те же задачи, правда за чуть более продолжительное время, могли решить и самолеты тактической авиации, однако банкет почти в миллиард долларов против складов и других объектов американским военным показался разумным. Практически идентичным остальным оказалось применение ракет «Томагавк» в 2003 году против Ирака. Несмотря на то, что силы ПВО Ирака были в значительной степени лишены четкой координации и связи, в общей сложности по целям на территории страны вновь применили до 700 крылатых ракет, из которых примерно 30 было потеряно. Средний наряд на цель крылатых ракет «Томагавк» за все годы боевой работы эксперты оценивают на уровне четырех ракет на один объект, что, вне всякого сомнения, очень много и крайне дорого.
Эксперты не раз обсуждали тему эффективности ракет «Томагавк» в разрезе отгремевших войн с участием Соединенных Штатов. Вывод, к которому пришли эксперты неутешителен: реальная боевая эффективность американских «топоров» существенно отличается от заявленной, а массированные ракетные удары наносятся по территории стран не столько для поражения объектов, сколько для устрашения и реакции международного сообщества.
В общую картину боевой эффективности вписывается и недавний удар эсминцев ВМС США «Портер» и «Росс» по сирийской авиабазе Шайрат. Согласно полученным данным, по авиабазе было выпущено 59 крылатых ракет «Томагавк», но результаты стрельбы и состояние авиабазы, взлетно-посадочная полоса которой осталась неповрежденной, заставляют задуматься.
«Калибр», который мы сохранили
По словам экспертов, реальную боевую работу могли выполнить наиболее современные модификации ракет «Томагавк», оснащенные специальной системой наведения, и способные «барражировать» в квадрате в поисках цели. Однако и тут, как оказалось, есть целый ряд ограничений. «Начнем с того, что такая ракета действительно может незаметно подойти к цели без использования основных систем навигации. Но этот прием работает лишь в том случае, когда у противника нет вообще никаких средств обнаружения и контроля, и нет ПВО как таковой. Ну подумайте сами, нормальный, хорошо вооруженный и обученный противник позволит воздушным целям по долгу находиться в собственном воздушном пространстве, да еще и угрозу какую-то представлять?», — пояснил в интервью телеканалу «Звезда» военный эксперт Алексей Леонков.
По словам Леонкова, подход к массированному применению КРМБ актуален лишь при определенном наборе условий, одновременно с которыми сосуществует целый ряд ограничений. Благодаря этим ограничениям невозможно полноценное и эффективное применение КРМБ в отношении противника с развитой и эшелонированной системой ПВО. Это утверждение легко подтверждается перехваченными ракетами «Томагавк» в Ираке и Югославии, а ведь это не самые развитые, с точки зрения технологичности войск, страны.
Для показательной порки в рамках собственной внешней политики массированный ракетный удар может и сгодится, но вот для реальной боевой работы нужно брать то, что действительно сработает. Работа комплексов «Калибр-НК» в этом отношении является показательным и уникальным явлением сразу по нескольким причинам. Во-первых, практически зарубежные эксперты и спецслужбы российские крылатые ракеты давно похоронили. Порезанный на иголки «Рельеф», и целый ряд других перспективных проектов, казалось, ввергли отечественную «ракетную» промышленность и науку в каменный век.
Однако цель первой боевой стрельбы кораблей Каспийской флотилии была достигнута, а план по международному шуму и истерическим воплям относительно этого события, кажется, и вовсе перевыполнили. У России внезапно оказалась готовая к серийному производству и монтажу на корабли технология, благодаря которой любой цель оказалось возможным поражать через территорию нескольких государств. Во-вторых, эффективность российских крылатых ракет в сравнении с американскими оказалась вдвое выше, а стоимость — ниже.
«Если оценивать трезво, то в вопросе применения крылатых ракет по наземным целям, у нас чистая победа. Американцы тратят на одну цель, в среднем, три ракеты «Томагавк», мы потратили на каждую цель по одной, в редких случаях две, ракете комплекса «Калибр». Строгие в этом плане стандарты и нормативы — это заслуга еще советских военных. Две ракеты на цель уже считается большим перерасходом, поэтому постоянный боевой показатель — одна ракета на цель», — пояснил военный эксперт Алексей Леонков. Важно понимать, что боевая стрельба Каспийской флотилии в этом случае — пристрелка. Обкатка новых технологий и проверка работоспособности всех систем — от координации и боевого планирования до управления боевой работой. К тому же, нельзя забывать о так называемой «вероятности попадания».
У американских ракет «Томагавк» вероятное попадание колеблется на отметке 0,8-0,9. Российские «Калибры» имеют коэффициент 0,9-10. Дальность «работы» американских ракет при этом значительно варьируется — от 600 километров до 1200. Ракеты комплекса «Калибр» обеспечивают устойчивый и постоянный уровень вероятного попадания вне зависимости от удаленности цели, а главную скрипку в этом оркестре играет целеуказание. Полторы тысячи километров, которые преодолели российские ракеты до целей боевиков ИГИЛ в Сирии через территорию нескольких стран, и точность попадания лишний раз говорят о том, что американский «Томагавк» крылатой ракетой номер один никогда не был, и скорее всего, не будет.