Вслед за украинским кризисом и войной в Сирии у Москвы может появиться еще одна серьезная проблема — на Дальнем Востоке. Общая граница с КНДР делает события на Корейском полуострове критически важными для России. Обострение противостояния между Северной и Южной Кореями, активная военная поддержка последней Соединенными Штатами, ставит ситуацию на грань войны, игнорировать которую наша страна не сможет.
О росте напряженности в регионе свидетельствует неожиданный маневр, который совершила американская ударная групп во главе с атомным авианосцем «Карл Винсон». Корабли внезапно отказались от первоначального плана зайти в порты Австралии и Сингапура, и направились непосредственно к Корейскому полуострову, сообщило информагентство «Ёнхап» со ссылкой на южнокорейских военных.
Цели маневра американских военных пока неясны. США не спешат обнародовать свои истинные планы. По словам госсекретаря Рекса Тиллерсона, у Вашингтона нет намерений менять режим в КНДР. Однако верить дипломату на слово уже невозможно. Совсем недавно, он заявлял, что США отказались от планов сместить Башара Асада в Сирии, однако затем точка зрения Госдепартамента изменилась. Теперь именно смещение Асада объявлено приоритетом американцев.
Кроме того, в минувшие выходные стало известно, что Совет нацбезопасности при Белом доме представил Дональду Трампу варианты реакции на ядерную программу КНДР. Среди них была и такая мера, как убийство северокорейского лидера Ким Чен Ына и других руководителей государства, имеющих отношение к ядерной программе. Также было предложено атаковать инфраструктуру КНДР. После ракетного удара, нанесенного Трампом по Сирии, эта мера уже не звучит как фантастика.
Среди предлагаемых американскому президенту шагов, есть и размещение на территории Южной Кореи ядерного оружия. Речь идет о военной базе Осан в 50 километрах от Сеула. Это, по мнению советников Трампа, уравновесит ядерный потенциал КНДР, однако милитаризация полуострова добавит хлопот соседям — Китаю и России. Возможное столкновение двух стран выглядит апокалиптически. Напомним, в Корейской войне 1950−1953 годов погибло около 3 млн человек.
После американского ракетного удара по авиабазе Шайрат в Сирии в КНДР назвали его «непростительным актом агрессии», который доказывает, что решение Пхеньяна разрабатывать ядерное оружие было правильным. КНДР также разрабатывает и испытывает баллистические ракеты для доставки боеголовок. Недавно такого же типа ракету испытала и Южная Корея. Ее дальность — до 800 километров, позволяет наносить удары по всей территории северного соседа.
По мнению руководителя Центра прикладных исследований Института США и Канады Павла Шарикова, после ракетного удара по Сирии нельзя исключать никакой, даже самый жесткий, сценарий развития событий на Корейском полуострове.
— Сейчас от американской стороны можно ожидать всего чего угодно. Ситуация очень сложная и непредсказуемая. Раньше, во время предвыборной кампании и поствыборной эйфории шли сигналы, скорее, позитивные для России. Трамп тогда высказывался комплиментарно по отношению к Путину. Теперь же сигналы противоречивые. Причем позитив исчез полностью, а негатива все больше и больше.
В первую очередь это эпизод с бомбардировкой в Сирии. Он явно имеет знаковый эффект. Это сигнал о том, что США не остановятся, не будут мямлить и дадут решительными действиями ответ. И это не только в отношении Москвы. Это как раз и Ким Чен Ыну посыл. Отправка к Корейскому полуострову авианосца из той же серии. Ясно, что это не простое патрулирование. Визит в Россию Рекса Тиллерсона тоже не вселяет особых надежд — есть данные, что он везет чуть ли не ультиматум Москве.
Кстати, последствия ракетного удара в Сирии совсем не безобидны. Россия сразу же вышла из договора о предотвращении инцидентов в воздухе. А это означает, что теперь русские, не зная, что делает противоположная сторона, могут начать убивать американцев или наоборот. А это ситуация беспрецедентная. Даже в годы холодной войны русские и американцы старались воевать чужими руками. В той же Корее.
Военный эксперт Александр Жилин считает, что Вашингтону «не жалко» ни Северную, ни Южную Корею. Причем, каждую по своим причинам.
— Не думаю, что США всерьез волнует Северная Корея, как военная держава. Единственная причина их критического отношения в том, что это одна из двух действительно независимых от Вашингтона стран. Вторая — Китай. Все остальные, так или иначе контролируются. Либо финансово, как Россия через Центробанк. Либо с помощью военной оккупации, как Германия.
Вашингтон может предоставить Пхеньяну возможность нанести удар по Южной Корее. Потом они, конечно, сожгут КНДР, но США таким образом уберут Южную Корею с рынка. Она давно уже мешает им в виде компании «Samsung», в виде корейских автопроизводителей и т. п. Эту линию можно назвать «Дорогу Apple!».
Заметно, насколько грамотно организована компания против Южной Кореи. Аккумуляторы в смартфонах взрывались исключительно в США. Там же отказывали автомобили, которые потом приходилось отзывать и нести убытки. Потом был фактически госпереворот через отстранение южнокорейского президента и т. п. То есть в условиях тотального кризиса индустриального общества США убирают конкурентов.
В свою очередь ведущий научный сотрудник Центра корейских исследований Института Дальнего Востока РАН Евгений Ким не верит, что тандем США и Южной Кореи решится на военные действия.
— Надо понимать, что Северная Корея — это не Сирия. Ее армия и свежее, и мощнее и вооружена гораздо лучше. К тому же рядом с Сирией нет американских военных баз. А на территории Южной Кореи американские войска стоят и непосредственно у границы и в других местах. То есть все они, включая площадки американских средств ПВО, могут быть уничтожены северокорейскими ракетами. Дальность их полета позволяет достичь этой территории.
Пхеньян не раз заявлял, что если США предпримут атаку с согласия руководства Южной Кореи, то будут бомбить и ее. С учетом того, что расстояние от границы до Сеула всего 40 километров, перехватить ракеты будет невозможно. Никакой «Железный купол» не поможет.
А на территории, непосредственно примыкающей к Северной Корее живет 25 млн человек. Это половина всего населения южан. Ущерб будет такой, что государственная экономика перестанет существовать. Поэтому ни один руководитель Южной Кореи не согласится на то, чтобы американцы нанесли с их территории удар по северянам.
— Кажется, однажды ситуация была близка к этому?
— Да, американцы попытались нанести удар еще в 1994 году, при администрации Билла Клинтона. Запросили тогдашнего президента Южной Кореи — Ким Ён Сама. Он категорически отказался, хотя незадолго до этого возлагал на северокорейского лидера ответственность за все произошедшее между двумя соседними странами. То есть он понимал, к чему это может привести. А сейчас тем более. Это будет игра на нервах в который уже раз. Кстати, авианосец «Карл Винсон» был у берегов Кореи совсем недавно. Ну, еще раз появится, попробует попугать северян. Будет очередное противостояние, которое закончится ничем. Побудет и уйдет.
— Как США обосновывает наращивание военного присутствия в Корее?
— Американцы ссылаются, что через пять дней будет день рождения Ким Ир Сена — основателя КНДР, а 25 апреля — День Корейской народной армии и поэтому якобы к этим датам северяне могут запустить ракеты. И поэтому нужен авианосец. На самом деле, Пхеньяну это не нужно, так как в мае в Южной Корее пройдут президентские выборы и любое обострение выгодно консервативным силам. Они ведь только что потерпели серьезное поражение из-за отстранения президента Пак Кын Хе.
— Советники Трампа предлагают ему довольно брутальные меры: от возврата на полуостров ядерного оружия до убийства Ким Чен Ына…
— Когда американцы с 1957-го по 1991 год держали в Южной Корее свое тактическое ядерное оружие, северянам нечем было ответить. Они жили под постоянной угрозой. А теперь у них есть чем ответить. Поэтому, им не страшно. Что касается угрозы уничтожить руководителей КНДР, они даже какую-то специальную бригаду для этого создали, то это еще раз доказывает, что американцы поддерживают терроризм.
— Существует ли какой-то вариант действий, который заставил бы мир признать право КНДР на ядерное оружие?
— Пройдет еще несколько лет и у Северной Кореи будет полноценное ядерное оружие. Они это где-нибудь испытают, всем покажут. И мир это признает по факту. Также как признает, например, Индию или Пакистан.
Было бы более правильным уничтожить первооснову корейской проблемы. А это отсутствие мирного договора между севером и югом. Причем Пхеньян готов его подписать, но Сеул вместе с американцами отказываются, потому что это лишит США их военных баз в регионе.
— Вероятность вступления США в прямой военный конфликт с КНДР всё же не слишком велика, — говорит биограф основателя КНДР Ким Ир Сена Андрей Дмитриев (Балканский). — Это не охваченная войной Сирия, которая за последние годы превратилась в настоящий проходной двор, где разные страны самоутверждаются, забрасывая бомбами своих противников. Северная Корея входит в первую пятерку стран мира по численности вооруженных сил, имеет ядерное оружие, корейцы весьма дисциплинированы и сплочены вокруг своего вождя, так что на любую агрессию тут же будет дан ответ. Дональд Трамп при всей своей экстравагантности должен это понимать.
Тем не менее ясно, что «вашингтонский обком» совершенно обнаглел. Угрозы убийством Ким Чен Ыну, отправка ударной флотской группы в регион с намеками «ударить по Пхеньяну», планы по возврату ядерного оружия в Южную Корею — это тоже не шутки.
— Что следует сделать России?
— Россия могла бы предпринять в ответ на действия американцев следующие шаги… Во-первых, выйти из режима санкций против Северной Кореи. Довольно странно наказывать Ким Чен Ына и его народ за разработку ядерного оружия, когда они видели на примере Слободана Милошевича, Саддама Хусейна и Муаммара Каддафи, как расправляется Запад с неугодными режимами, у которых такового не было. Этот урок в Пхеньяне усвоили прекрасно.
А во-вторых, следует дать понять США (желательно, согласовав эту позицию с Китаем), что нападение на КНДР приведет к повторению Корейской войны 1950−1953 годов. То есть Москва и Пекин вмешаются в ситуацию. Северная Корея — наш сосед, и нам не нужна мясорубка на дальневосточных границах, и военные базы янки в сотне с небольшим километрах от Владивостока. Хорошо бы эту мысль максимально доходчиво донести до госсекретаря Рекса Тиллерсона во время его предстоящего визита в Россию.
Фото defense.gov