Поддерживая удар США по Сирии крылатыми ракетами и громко высказывая свое одобрение политике Трампа, в Киеве сейчас больше рассматривают не карты Ближнего Востока (такого оттуда далекого), а ближайшие территории. Нанести под шумок мирового разбирательства с «Томагавками» удар по Донбассу – вот мечта президента Порошенко. Мол, никто и не заметит в суете такого коварства. Чем мы хуже американцев? Ну, как минимум тем, что у Украины нет даже таких, как выяснилось не совсем точных ракет, а ее армия не способна отбить хотя бы пару господствующих высот.
Еще несколько недель назад г-н Порошенко заверял немецкого канцлера Ангелу Меркель, что с 1 апреля ВСУ прекратят боевые действия на юго-востоке Украины. Говорил, как обычно, искренне, тщательно выпучивая глаза для достоверности произносимых слов, но, видимо, пальцы держал под столом крестиком – вру ведь. То ли сама дата обозначенного им прекращения огня, выпавшая на День смеха, то ли сменившиеся обстоятельства, но свое обещание украинский президент в очередной раз так и не выполнил. Чему ничуть не смутился и своих безуспешно атакующих донецкую землю бойцов не остановил и даже не приструнил.
И вот сейчас, вдохновившись, видимо, примером своего американского коллеги, который тоже наплевательски отнесся к обещанием воевать лишь с ИГИЛ (запрещенная в РФ террористическая организация) и оставить в покое законного президента Сирии Башара Асада, Петр Порошенко опять закатывает глаза – уже в военном угаре. Чем я хуже Трампа? Вот тоже шарахну по Донбассу так, что всем станет жарко и никакая Москва и все прочие меня не удержат, а США, смею надеяться, ответно поддержат – мы, реваншисты, должны держаться друг за дружку! Чем собрался пулять, Порошенко не сказал, но мы его арсенал хорошо знаем.
«Перефразируя одного советского писателя, должен заметить, что все лезут в Трампы, – говорит российский политолог и военный эксперт Александр Зимовский. – Нельзя по улицам пройти из-за Трампов. Скажу вам по секрету: Порошенко сам не прочь стать Трампом. Все его телодвижения последних дней прямо на это указывают. По мнению Киева, сейчас настало время повторить сирийскую оперетку с «томагавками» в Донбассе. Политическая логика здесь очевидна: Украина радостно аплодировала удару Трампа по Сирии. И теперь рассчитывает на ответные аплодисменты по ту стороны Атлантики в случае начала масштабной военной операции против ДНР/ЛНР в ходе зашедшей в позиционный тупик украинской гражданской войны.
Всё упирается в военные возможности. В Facebook потенциал украинской армии выглядит колоссально, это же просто какая-то «звезда смерти». Но на этом всё и заканчивается. В реальности даже по меркам Первой мировой войны украинская армия выглядит смехотворно».
Повторить залп американских «Томагавков», оказавшимися неэффективными более чем наполовину, Украина не может по одной простой причине – имеющиеся на вооружении ракеты и того хуже. Из того, что хотя бы стреляет, у Незалежной в арсенале имеются более 200 пусковых установок «Скад» и «Точка», все, естественно, еще советского производства. Это если не брать в расчет «Грады» и «Смерчи», которые являются реактивными системами залпового огня и под оперативный тактический комплекс не подходят.
Ракета «Скад», созданная еще во времена Великой Отечественной войны, является одной из самых распространенных в мире за счет массового производства во времена «холодной войны» и «гонки вооружений». Украина неоднократно заявляла, что их полностью уничтожила и показывала международным наблюдателям пустые карманы, то есть, арсеналы. Часть этих ракет действительно показательно утилизировали, часть втихую продали на тот же Ближний Восток и в Китай, но, как выяснилось, часть все-таки приберегли. Видимо следуя принципу, «тиха украинская ночь, но «Скады» надо перепрятать».
При весе почти в тонну и дальностью поражения цели до 300 километров, эта ракета, мягко говоря, не совсем точна – погрешность составляет более 500 метров, да и то при квалифицированном экипаже ракетчиков и реальности координат. В общем, не вариант.
«Точка» есть точка. Хорошая ракета. Её глубоко модернизированный вариант стоит и на вооружении армии России. Выпускается 4 боеголовки с точно заданными координатами. Удар наносится в зависимости от установленных координат и дальности, на которую ведется стрельба. При скорости свыше 1000 км/ч, погрешность при стрельбе этой ракетой составляет от 10 до 100 метров. Украина утверждает, что «Точку» не использует, хотя ее осколки и детали были идентифицированы ополченцами на донецкой земле. Эта ракета представляет реальную силу и одновременно угрозу, другое дело, что их количество заметно уменьшилось – на массовый залп точно не хватит.
Ну, а дальше начинаются откровенные сказочки про «серого бычка» – не существующие в реальности, а тем более не стоящие на вооружении Украины ракеты. Еще в 2009 году из оборонного бюджета этой страны было выделено 7 миллионов долларов на разработку многофункционального оперативно-тактического комплекса «Сапсан». На какой стадии в 2012 году из-за отсутствия финансирования остановились разработки – неизвестно. При этом заявленная дальность стрельбы в 280 километров заявлено же увеличилась до 500, но обе цифры так и остались на бумаге.
Отдадим должное конструкторам прежде знаменитого Днепропетровского ракетного конструкторского бюро (Южмаш), которые за свои грошики умудряются проводить очень интересные разработки. Как, например, ракета «Гром-2», которая должна была бы точно бить на дальность в 500 километров. Но вот дальше присутствия макетов на международных выставках вооружений дело так и не пошло. Попытка в данном случае клонировать российский комплекс «Искандер-М» не увенчалась успехом. Опыт-то у Украины в ракетостроении есть ещё с советских времен – выхлопа нет. При этом в Киеве очень любят технические характеристики «Грома» примерять на дальность стрельбы. Излюбленное сравнение – от села Лютое в Сумской области до Кремля в Москве всего 466 километров. На бумаге это, действительно, смотрится очень эффектно.
Похожая судьба и у ракеты «Коршун-2» (тоже Днепропетровское КБ), которая могла бы стать украшением системы ракетно-реактивного вооружения. По своим возможным (!) характеристикам она соответствует американской BGM-109 (Tomahawk) – крылатая ракета. При полезной нагрузке не превышающей полтонны, заявленной дальности полета в 300 километров и высотах от 50 км до 50 метров, она могла бы при модификации существенно увеличить именно дальность поражения цели. Но… тоже не летает.
Излюбленное ракетное детище президента Порошенко – проекты «Ольха» и «Нептун». Он их лично проанонсировал и носится с ними как непонятно кто с писаной торбой, всякий раз угрожая ракетами неназванному супостату. Видно, что чрезмерно гордится. Вот чем? «Ольха» – продолжение так и не созданной ракеты «Сапсан», которая по идее могла бы использоваться для поражения различных типов целей – наземных, воздушных и морских. Ключевое здесь словосочетание «могла бы». Проект «Нептун» – это все тот же несуществующий «Коршун», в расчетную дальность которого заложены 2000 километров полета. Эта «штучка» могла бы дотянуть и до таких российских городов (другие Украина в расчет не берет) как Нижний Новгород, Казань и Екатеринбург с Челябинском.
В общем, все украинские ракеты, за исключением разве что «Точки», как говорится, даже «Томагавкам» на смех. (Про российские «калибры», «ясени», «тополя» и другие умолчим из скромности.) Но планов-то у Порошенко на Донбассе громадьё и реально попытаться их реализовать он может разве что за счет наземных наступательных операций. Правда, и тут особых успехов нет уже более трех лет кряду.
«Что такое типичная наступательная группировка Первой мировой в 1917 году? – рассуждает эксперт Александр Зимовский. – Это пехота, танки, некоторое количество относительно боеспособных аэропланов, пушки, пулемёты. Например, в битве при Камбре сто лет назад британцы массированно применяли танки, бросив в наступление одновременно 470(!) боевых машин. И потеряли 40 процентов из них (180 танков). Сейчас Украина имеет такую же структуру вооружений, как европейские армии сто лет назад: несколько аэропланов, танки, пехота, артиллерия и пулемёты. Разумеется, технически они более совершенны, чем танки Mark IV и бипланы «Сопвич Кэмэл». Но украинская пехота и в подмётки не годится не только германской пехоте столетней давности, но даже британским колониальным формированиям тех лет. Она крайне плохо обучена и ещё хуже мотивирована. Впрочем, в гражданской войне это не является решающим фактором. Тем более, что Украина даже близко не способна одновременно организовать танковый прорыв с количеством боевых машин, равным хотя бы половине наступавших при Камбре.
При лобовом штурме ополченцы пропустят наступающие ВСУ через мясорубку. Логически вытекающая из конфигурации линии фронта операция по нанесению ударов с флангов и взятию ДНР/ЛНР в кольцо означает, что наступать придётся вдоль российско-украинской границы. Велик риск зацепить российскую территорию, например, в ходе артиллерийской подготовки в начале этого гипотетического наступления. А это гарантированно приведёт к ответному силовому решению сделать из Киева пепельницу. И вовсе не потому, что Путин такой агрессивный. А в силу исключительно ряда военных обстоятельств, которые по вине Украины превратили приграничные районы Ростовской, Воронежской и Белгородской областей в оперативный тыл вооружённых украинских ополченцев defacto.
Ну, и last, but not least. Порошенко хочет поиграть в Трампа. По-человечески это понятно, ну а кто ж теперь из малых сих этого не хочет? Трамп военными средствами решил локальную внутриполитическую задачу. Позиции Асада в Сирии это никак не поколебало. Порошенко тоже надо решать задачу по собственному политическому выживанию. И понятно, что других средств у него не остаётся, кроме военных. Тем более, что сейчас, после объявления безвиза, украинский мобресурс начнёт стремительно утекать на запад. Но есть нюанс. У Трампа имелись плохие ли, хорошие ли, но всё же «томагавки». А на Украине из местного Wunderwaffe имеются лишь бумеранги. Которые, будучи пущены твёрдой козацкой рукой, имеют обыкновение тут же прилетать обратно: то ли куда-нибудь в Балаклею, то ли в витрину отеля «Премьер-палас», что на бульваре кобзаря нашего Шевченко в Киеве. А это создаёт большие риски для толпы Трампов, из-за которых сегодня по Хрещатику и Банковой ну просто не пройти»