В один прекрасный день 1987 года социальный работник из Ноттингема (Великобритания), Маргарет Хамфрис, получила письмо из Австралии. Некая женщина просила Маргарет помочь ей отыскать родителей. Информации было немного: в раннем детстве её оторвали от семьи и увезли из Англии в Австралию. Это всё, что помнила автор письма.
Поначалу Маргарет Хамфрис отнеслась с недоверием к истории австралийки. Но, будучи матерью двоих детей, она прекрасно понимала боль ребёнка, разлученного с родителями, и попыталась помочь неизвестной женщине. Начались поиски. В результате, письмо из Австралии стало той самой ниточкой, что помогла со временем вытащить на свет шокирующие факты, тщательно скрываемые правительством Великобритании, позже политкорректно названные «насильственной миграцией детей». Или, «Home Children».
На самом деле, Маргарет Хамфрис удалось вскрыть позорную систему, при которой, без преувеличения, сотни тысяч малолетних британских подданных были насильственно депортированы в колонии. Вся вина детей заключалась в том, что они либо были сиротами, либо родились в бедных семьях.
По материалам расследования в 1994 году Маргарет Хамфрис выпустила книгу «Пустые колыбели». Выяснилось, что корни торговли детьми тянутся к началу XVII века. В 1618 году первая сотня английских детей была вывезена в Вирджинию. Следом за ними отправились сотни юных шотландцев. В то время система пополнения колоний детским «живым товаром» была поставлена из рук вон плохо. Детей либо похищали, либо покупали у бедняков, после чего дешёвую рабочую силу переправляли к берегам Новой Англии. В 1757 году судебное разбирательство ненадолго положило конец детской работорговле.
Во второй половине XIX века Европу, и Великобританию в том числе, принялся будоражить призрак революции. Массовые волнения беднейших слоёв населения вынудили английское правительство взяться за социальную политику. К делу подключились различные филантропические общества и церкви (англикане, евангелисты и другие христианские общины). Поначалу детские приюты строились в самой Англии. Однако, «эффективные хозяйственники» вскоре убедились, что содержать детей в далеких заморских колониях намного дешевле.
Усилиями трех женщин: шотландской евангелистки Анни Макферсон, её сестры Луизы Бёрт и уроженки Лондона Марии Рай, дело по экспорту детей было поставлено на поток. Их усилиями в Канаду в 1860-1870-х гг. было переселено больше 20 тысяч детей. Вначале это были сироты, но затем программа «миграции» распространилась и на детей из многодетных семей бедняков. Как выяснилось впоследствии, родители в большинстве случаев не имели никакого представления о судьбе своих детей после того, как тех отправляли в детские учреждения, а иногда были убеждены в том, что их усыновили. Детей в приютах, в свою очередь, уверяли, что их родители умерли, а за океаном их ждёт лучшая жизнь.
Вскоре Британия стала полниться слухами, что с детьми за океаном плохо обращаются. В 1874 году Лондонский совет попечителей отправил для осмотра канадских детских домов комиссию Эндрю Дойла. Его отчет гласил: «По вине безответственности мисс Рай и недостатка ресурсов мисс Макферсон тысячи британских детей, уже и без того бывших в тягостном положении, брошены к поселенцам на произвол судьбы, тяжёлую работу или плохое обращение; переселенцы обычно честны, но зачастую крайне строги».
Палата общин Канады организовала особый комитет для проверки выводов Дойла, однако на судьбу детей это никак не повлияло. В апреле 1891 года английская «The Star» писала: «Внимание правительства доминиона было привлечено к тому факту, что отправляемые из Англии в Канаду дети являются уличным бродягами и бедняками из работных домов, а также к тому, что профессиональные филантропы, вовлечённые в данный вид деятельности, зачастую руководствуются меркантильными, а не благотворительными мотивами. В парламент будет подан запрос на расследование данной ситуации перед предоставлением любой денежной суммы на цели иммиграции».
Если не можешь прекратить какое-либо общественное явление – возглавь его. А ещё лучше – узаконь. Дабы далее не заморачиваться судьбой маленьких «мигрантов», в том же 1891 г. был принят Закон о детской опеке, полностью легализовавший работу частных обществ, занимавшихся детским переселением в доминионы.
В ХХ веке география детской «миграции» значительно расширилась. Детей увозили партиями в Канаду, ЮАР, Родезию, но больше всего детей принимали Австралия и Новая Зеландия. Большинству «мигрантов» было 6 – 10 лет, но среди них нередко встречались 14-летние подростки и малыши 4 лет от роду.
Работорговцы обещали детям «оranges and sunshine» (аналог наших молочных рек с кисельными берегами), рассказывали сказки про обетованную землю, где они будут жить беззаботно, ездить в школу верхом на лошадях, срывая на ходу всяческие манго с папайей. На самом деле, на новом месте никакие «жуй кокосы, ешь бананы» детей не ждали.
Несмотря на то, что переселением занимались на первый взгляд добропорядочные организации – всевозможные христианские миссии и попечительские советы, основу их деятельности составляло вопиющее беззаконие. Малолетние подданные Великобритании превращались в бесправных рабов. Никому из принимающих и в голову не приходила мысль, чтобы выдать детям хоть какие-то документы. Нередкой была практика, когда братья и сестры разлучались, связь с родителями прерывалась навсегда. Многих детей по прибытии сразу грузили в какой-нибудь подходящий транспорт и отвозили в глубинку, на плантации, где их превращали в рабочую скотину. Встречались и такие «райские кущи», где детей лишали даже имени, заменяя его на инвентарный номер.
А чему удивляться? Далёкая и жаркая Австралия, заполненная ядовитыми гадами, долгое время служила заморской каторгой Британской империи. Соответственно, каторжные нравы среди местного населения сохранялись и после того, как Австралия перестала быть каторгой и стала суверенным государством.
Сегодня в Великобритании действует организация бывших детей-мигрантов. Вот всего небольшой отрывок из воспоминаний одного из многих тысяч «домашних детей», отправленных в «землю молока и мёда» в период между 1947 и 1967 годами:
Это был сентябрь 1947, и транспорт «Asturias» только что пришвартовался во Фримантле с 147 мальчиками и девочками… Дети были отправлены в Биндун (Bindoon), в изолированное учреждение, которым руководили «Братья во Христе» – католический орден.
Первый шок был от пустынного пейзажа, второй – от вида заброшенной фермы, где они оказались. Мальчики сами должны были построить Город детей Биндун, и дети, среди которых были 10-летние, принялись за работу, строя школы, спальни, кухни. Они рубили землю кирками и лопатами, вручную замешивали бетон – на палящей жаре. Тех, кто не справлялся – избивали, иногда до переломов костей.
Но рутинные побои – кара за такие «преступления», как детский энурез или кража фруктов, чтобы разнообразить питание, состоящее преимущественно из хлеба, не были самым страшным. В детском городе было распространено сексуальное насилие, мальчики называли своих религиозных опекунов «христианские педерасты». Надзирал за этим мрачным режимом брат Фрэнсис Кини, ростом в 6 футов высотой и весом в 17 стоунов (более 100 кг). Правильнее всего назвать его садистом…
Образовательная программа в подобных католических приютах мало чем отличалась от программы обучения олигофренов. Тяжёлые работы, избиения, изнасилования были рутиной в подобных заведениях. Тысячи искалеченных детских судеб, сотни и сотни инвалидов, десятки самоубийств.
Программа детской «миграции» приостановилась было в годы Великой депрессии, но вновь возобновилась после окончания Второй Мировой войны. Случаи вывоза детей из Великобритании имели место в конце 1960-х – начале 1970-х годов. В послевоенный период из Англии вывезли около 10 тысяч детей (7 тысяч – в Австралию). Всего же, согласно отчету фонда по детской миграции канадской Палаты общин, всего из Англии в Канаду было отослано около 150 тысяч детей. Из Великобритании в колонии и доминионы в общей сложности было вывезено около полумиллиона детей.
Но не одной книгой помогла «домашним детям» Маргарет Хамфрис. Переехав в Австралию, она основала организацию «Chils Migrants Trust», благодаря которой тысячи людей с изувеченным детством воссоединились со своими родителями.
Окончательно схема детской «миграции» была раскрыта лишь в 1998 году, благодаря парламентскому запросу из Великобритании. В опубликованном отчете отдельно была осуждена Римская католическая Конгрегация христианских братьев Западной Австралии и Квинсленда, в учреждениях которой дети, по сообщениям потерпевших, подвергались насилию. Законодательное собрание Западной Австралии 13 августа 1998 года выпустило заявление, в котором приносило извинения бывшим детям-мигрантам.
Потребовалось ещё 11 лет, чтобы под давлением возмущённой общественности правительство Австралии признало свою вину. В ноябре 2009 года премьер-министр Австралии Кевин Радд публично, от лица правительства попросил прощения перед «детскими мигрантами». Интересно, что на официальной церемонии присутствовала Маргарет Хамфрис.
Незадолго до своей извинительной речи премьер Радд встречался с бывшими воспитанниками приютов и из первых уст услышал рассказы о том, как садисты-воспитатели избивали детей пряжками от ремней и регулярно насиловали. На 2009 год в Австралии было зарегистрировано около 7 тысяч бывших «детских мигрантов».
Буквально на следующий день на речь австралийского премьера отреагировал канадский министр по делам иммиграции Джейсон Кенни. Речуга канадского чиновника от лица правительства Канады достойна того, чтобы процитировать самую «прекрасную» её часть:
«Канаде нет нужды извиняться за жестокое обращение и эксплуатацию тысяч бедных детей, отправленных сюда из Британии начиная с XIX века… Здесь это не было повесткой дня, в отличие от долговременного интереса в Австралии. Жизнь такова, что мы в Канаде принимаем меры для признания тех печальных времён, но, как мне представляется, здесь мало кто ждёт официальных извинений за то, что когда-либо, к сожалению, было трагической историей страны».
Тут самое ценное – «мало кто ждёт официальных извинений», тогда как сегодня в Канаде каждый десятый – либо «детский мигрант», либо их потомки.
Стоит ли удивляться, что вот эти самые официальные лица стран, где десятилетиями практиковалось узаконенное детское рабство, рассуждают о терактах в России «ну это же совсем другое дело!» и предпочитают не замечать зверства своих бандеровских подопечных на Донбассе, как десятилетиями предпочитали не замечать издевательства над десятками тысяч детей.