В среду, 19 апреля, госсекретарь США Рекс Тиллерсонобвинил Тегеран в спонсировании терроризма и подверг резкой критике Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД) по ядерной программе. Об экстренном выступлении шефа американской дипломатии Госдепартамент сообщил менее чем за час до его начала.
Конкретно Тиллерсон обвинил иранские власти в «продолжающейся и тревожной провокационной деятельности». «Всеобъемлющая политика Ирана требует от нас бороться с угрозами, исходящими от Ирана, и очевидно, что они многочисленны», — отметил он.
Вот список этих угроз, озвученный Тиллерсоном:
— Тегеран «продолжает поддерживать жестокий режим президента Башара Асада в Сирии, затягивая конфликт, в результате которого погибли около полумиллиона сирийцев»;
— «иранские ВМС подрывают свободу судоходства в Персидском заливе, преследуя военные корабли США, которые находятся там на законных основаниях»;
— Исламская Республика продолжает разрабатывать и испытывать баллистические ракеты «в нарушение резолюции Совета Безопасности ООН»;
— «Иран является ведущим государством — спонсором терроризма в мире, подрывая интересы США в таких странах, как Сирия, Йемен, Ирак и Ливан»;
— Тегеран «оказывает поддержку некоторым иракским военизированным группировкам» через Корпус стражей исламской революции (КСИР, элитная составляющая ВС ИРИ), «обеспечивает оружием, обучает и финансирует ХАМАС и другие палестинские террористические организации», «в Йемене продолжает поддерживать попытки мятежников-хуситов свергнуть правительство, предоставляя им военную технику, финансирование и осуществляя их подготовку, и тем самым угрожая южной границе Саудовской Аравии»;
— «Иран стоит за террористическими нападениями по всему остальному миру, включая заговор с целью убить нынешнего главу МИД Саудовской Аравии Аделя аль-Джубейра, который на тот момент был послом королевства в США».
Словом, по версии Тиллерсона, Иран олицетворяет мировое зло, и «тратит свои деньги и время на подрыв мира».
Раз так — США намерены пересмотреть свое отношение к СВПД. По мнению госсекретаря, СВПД «не смог достичь своей цели», лишив Тегеран доступа к ядерным материалам, и «лишь отсрочил превращение Ирана в ядерное государство» по типу Северной Кореи.
«Мы считаем, нам нужно очень внимательно взглянуть на Иран с точки зрения угроз», заключил госсекретарь, напомнив, что вашингтонская администрация в данный момент «проводит всеобъемлющую оценку политики в отношении Ирана».
Другими словами, США категорически не согласны с претензиями Ирана на лидерство в регионе. И собираются либо возобновить санкции против Тегерана в полном объеме, либо даже нанести превентивные удары по иранским ядерным объектам.
Какую игру на Ближнем Востоке затевают США, и какие риски она несет России?
— 19 мая 2017 года в Исламской Республике состоятся выборы президента, — напоминает директор Исследовательского центра «Ближний Восток-Кавказ» Международного института новейших государств Станислав Тарасов. — В преддверии этого события США подрывают позиции действующего президента Ирана Хасана Роухани.
На первый взгляд, это кажется нелогичным. Роухани — легитимный и рукопожатый на Западе политик. Но США взяли курс на сближение с Израилем, и потому понимают: развернуться против Тегерана при Роухани им крайне сложно. Зато это значительно проще сделать, если к власти в Иране придут радикальные антизападные политики, по типу бывшего лидера Исламской Республики Махмуда Ахмадинежада — который, кстати сказать, 12 апреля зарегистрировался в качестве кандидата на президентских выборах.
Роухани, который считается прозападным лидером, внутри Ирана обещает, что иранская ядерная сделка приведет к улучшению экономического и геополитического положения страны. А Вашингтон своими заявлениями такие обещания обесценивает, и тем самым провоцирует рост недовольства Роухани со стороны населения.
Приход же к власти радикалов развязывает американцам руки. США в этом случае смогут поставить Иран в положение полной международной изоляции. От того же Ахмадинежада, если он победит, почти гарантированно отвернется Европа. А дальше никто не помешает Вашингтону повторить в Иране сирийский сценарий.
«СП»: — Что это означает на практике?
— Американцы будут разыгрывать курдскую карту. США сейчас поддерживают сирийских курдов, кроме того, они обеспечивают федерализацию Ирака, играя на руку иракским курдам. Вашингтон придерживается этой линии, даже несмотря на антикурдскую позицию Турции — своего союзника по НАТО.
На плечах курдов, я считаю, американцы будут врываться и в Иран. Курдский народ, напомню, разделен между четырьмя государствами -Турцией, Ираном, Ираком и Сирией. На данный момент образование, имеющее большинство атрибутов государства, у курдов есть только в Ираке — это Курдское региональное правительство (КРП) в Эрбиле. Близки к созданию автономной территориальной единицы — Рожавы — курды в охваченной войной Сирии. Иранские и турецкие курды на данный момент далеки даже от автономии, хотя в той же Турции курдские партии активно участвуют в политической жизни.
Да, курдов разделяют не только государственные границы, но и три политических движения. Два из них — ключевые партии фактически независимого Иракского Курдистана, извечные соперники — Демократическая партия Курдистана (ДПК) и Патриотический союз Курдистана (ПСК). Третье — признанная США и Турцией террористической организацией Рабочая партия Курдистана (РПК), являющаяся идеологическим авторитетом в «Курдском мире».
Но США курдские разногласия затруднений не создают. Можно заранее предсказать, что против Ирана выступят и сирийские курды, и иракские, и турецкие.
«СП»: — Если Вашингтон сыграет в Иране на обострение, насколько возрастут риски для России?
— Существенно возрастут. В этом случае вооруженный конфликт вплотную приблизится к нашим южным границам. Мы, понятно, пытаемся влиять на ситуацию: вместе с Ираном действуем в Сирии и выступаем в поддержку режима Башара Асада.
Но проблема в том, что США делают сейчас ставку в Иране на силы, которые могут пойти на обострение отношений с Россией. Штаты, замечу, уже развалили коалицию РФ-Иран-Турция, отколов от нее Анкару. Теперь они собираются ударить по Ирану, и это может поставить Россию в затруднительное положение.
— После того, как США всерьез начали рассматривать вариант превентивного удара неядерным оружием по объектам в Северной Корее, было бы странно, если бы они не строили аналогичных планов в отношении Ирана, — отмечает директор Центра изучения стран Ближнего Востока и Центральной Азии, полковник запаса Семен Багдасаров. — США, напомню, разместили неподалеку от берегов Северной Кореи два корабля с ракетами «Томагавк» на борту. Также известно, что в регион направлен американский авианосец. Теперь, видимо, настала очередь Тегерана.
Я считаю, американцы вполне могут нанести превентивный удар «Томагавками» по иранской территории. И это решение, на мой взгляд, будет как раз в духе президента США Дональда Трампа.
«СП»: — Почему бы Штатам просто не возобновить санкции против Тегерана?
— Это было бы решением в духе Барака Обамы, и потому Трампа оно не устраивает. К тому же в реальности ужесточение санкций мало повлияло бы на иранскую экономику.
Напомню, в январе 2016 года ЕС полностью отменил санкции, введенные против Ирана в связи с его ядерной программой. Власти же США сделали это частично. Поначалу в экономической плоскости ситуация казалась обнадеживающей. Поездки Хасана Роухани во Францию и Италию в начале 2016 года выглядели почти триумфальными. В Париже было подписано более 20 масштабных соглашений с крупнейшими французскими компаниями, в том числе с Total, Airbus и Bouygues. По итогам визита в Рим появился пакет из 17 соглашений примерно на € 17 млрд.
Почему Соединенные Штаты никогда не нападут на Северную Корею
Но жизнь показала: в большинстве случаев дело так и закончилось декларациями о намерениях. Инвесторы посчитали, что с Ираном связываться слишком рискованно.
В результате, Тегеран заключил всего несколько реальных сделок, и не стал точкой роста для мировой экономики. А теперь, видимо, уже не станет.
«СП»: — Если американцы ударят «Томагавками», чем ответит Тегеран?
— Иранцы, надо полагать, нанесут ответные удары по американским объектам в Персидском заливе, а также по Израилю. Это сразу поднимет градус напряженности в регионе. Не думаю, впрочем, что дело дойдет до сухопутной операции. Для оккупации Ирана требуется от 300 тысяч до 1 млн. военнослужащих. Штатам такая масштабная операция просто невыгодна.