Министерство иностранных дел России выразило категорическое несогласие с планами НАТО провести в мае на архипелаге Шпицберген мероприятие по линии Парламентской ассамблеи Североатлантического альянса.
«Российская сторона исходит из того, что все государства — участники Договора о Шпицбергене 1920 года должны быть заинтересованы в том, чтобы Шпицберген оставался архипелагом мира и добрососедства», — указывает российское внешнеполитическое ведомство.
Далее МИД называет будущие действия альянса попыткой аннексировать полярный архипелаг.
«В контексте же нынешнего курса НАТО на „сдерживание“ России, сопровождаемого беспрецедентными военными приготовлениями вблизи рубежей нашей страны, попытки подтянуть Шпицберген „под крыло“ военно-политического блока и проведение там мероприятий под его эгидой не соответствуют духу Договора 1920 года. Не можем расценивать такую линию иначе, как провокационную», — сообщает МИД.
Также ведомство обращает внимание на то, что в повестке семинара среди прочего значится обсуждение взаимосвязи между геополитикой и будущим Арктики.
«Убеждены в том, что в Арктическом регионе нет таких проблем, решение которых требовало бы участия НАТО, а тем более, военных рецептов. Нагнетание напряженности не отвечает долгосрочным интересам стран Севера Европы, ослабляет, а не укрепляет их безопасность», — говорится в заявлении дипломатического ведомства.
Совсем недавно вице-премьер России Дмитрий Рогозин заявлял о том, что именно этот регион остаётся чуть ли не единственным в мире, где у России и НАТО нет причин для противостояния.
И вот, похоже, и в Арктике становится «жарко». Пока — только в дипломатической области.
— Мероприятие Североатлантического альянса на нейтральном Шпицбергене — это, конечно, вызов России, проверка нашей реакции, — считает декан факультета «Социология и политология» Финансового университета при правительстве РФ Александр Шатилов. — «Проглотим» ли мы или предпримем адекватные шаги. В целом тема Арктики всё чаще звучит в военно-политическом аспекте, чего раньше не было. Видимо, в обозримом будущем об Арктике как о территории исключительно мирного сотрудничества придётся забыть. Поэтому уже сейчас нам надо искать адекватные ответы на вызовы Запада в Арктике.
— Какими могут быть эти ответы?
— Мы можем усилить свою арктическую военную группировку, организовать военные учения вблизи того Шпицбергена. Главное — не бездействовать. Как показывает практика, чем больше мы «не замечаем» агрессивности Запада, тем наглее в отношении нас действуют.
— Норвегия давно уже проводит политику «ползучего» выдавливания России с архипелага. Можно ли ждать, что, ободренная поддержкой НАТО, эта страна откажется от парижского договора 1920 года, предусматривающего безъядерный статус Шпицбергена и «попросит» Россию оттуда?
— Такой вариант не исключён. Хотя с 1920-го года архипелаг — территория совместного освоения в основном России и Норвегии. Но, как мы видели не раз в последние годы, международные договоры мало чего стоят, когда они не устраивают США. Всегда можно найти некую юридическую коллизию, которая позволит отказаться от неугодного договора.
— Мы можем, например, в ответ на размещение базы НАТО на Шпицбергене разместить там своих военных?
— Я думаю, что при наличии политической воли это можно сделать. И Запад будет бессилен что-то противопоставить, если сам в лице Норвегии первым нарушит прежние договорённости.
— На данный момент НАТО и США вряд ли решатся кардинально менять статус архипелага, — считает директор Центра стратегической конъюнктуры Иван Коновалов. — Поскольку это создаст ещё один очаг напряжённости. Им этого пока не надо. Я думаю, что подобные «мероприятия» задумываются в основном для того, чтобы «пощекотать нервы» России. Однако, очевидно, что Арктика в скором времени превратится, как минимум, в арену дипломатической борьбы. Поэтому все внешние акторы этого процесса стараются «играть мускулами», чтобы заявить о своих притязаниях.
— Совсем недавно на Арктическом форуме в Архангельске вице-премьер России Дмитрий Рогозин заявил, что Арктика — это единственная территория, где у России и НАТО нет конфликтов. Получается, что теперь это не так?
— Повторяю, что пока будет нарастать дипломатическое противостояние. США слишком заняты более важными для себя регионами — Ближним Востоком, Украиной, Корейским полуостровом. Но как только будут разрешаться перечисленные кризисы, внимание к Арктике во всём мире будет только увеличиваться.
Поэтому мы заранее укрепляем свои арктические войска, а также на дипломатическом уровне делаем заявления, чтобы в будущем иметь прочные позиции.
— Хотя в стратегическом плане база НАТО на архипелаге не сделает погоды в Арктике, но она может создать нам определённые трудности, — говорит военный обозреватель ТАСС, полковник в отставке Виктор Литовкин. — Например, ракеты «Томагавки», размещённые на островах, могут «дотянуться» до баз нашего Северного Флота. «Аннексия» Шпицбергена будет означать, что НАТО решило «влезть» в российский сектор Арктики и осложнить нам жизнь. Безусловно, нам нельзя мириться с этой ситуацией. И всеми способами: дипломатическими и не только добиваться, чтобы Шпицберген продолжал оставаться демилитаризованной территорией. В крайнем случае, мы можем заявить, что своими действиями Норвегия аннулировала договор 1920 года, и в ответ на размещение базы НАТО разместить свои войска на Шпицбергене на той территории, которая относится к российскому сектору архипелага.
Фото ТАСС