Официальный представитель Кремля Дмитрий Песков ответил на публикацию агентства Bloomberg, согласно которой существует план по постепенной интеграции Донбасса в Россию. Как сообщает РИА «Новости» Песков категорически отверг эту информацию, назвав сам вопрос «абсурдным».
«Уже на протяжении многих лет и президент Путин, и российские представители на самых различных уровнях говорят об этом: что Москва не пытается интегрировать в РФ непризнанные республики Донбасса — ДНР и ЛНР. Поэтому подобные публикации — это какие-то наивные и достаточно примитивные новости», — заявил Песков.
При этом пресс-секретарь президента России, отвечая на вопрос, есть ли у Кремля какой-либо план, подчеркнул, что Москва заинтересована в выполнении сторонами Минских соглашений. По его словам, вопрос ДНР и ЛНР является внутриукраинской проблемой: «План один — добиться выполнения минских договоренностей, оказать всевозможное влияние вместе с нашими партнерами по „нормандской четверке“ с тем, чтобы способствовать тому, чтобы Киев сам смог найти выход из тех последствий, которые возникли после гражданской войны и силового переворота три года назад».
Напомним, ранее в тот же день агентство Bloomberg сообщило, что «настоящей стратегией Кремля в отношении Донбасса является полное отделение региона от Украины и „постепенная его интеграция“ с Россией». При этом, по данным агентства, у Кремля нет планов по признанию ДНР и ЛНР или их присоединению.
Что же это за «постепенная интеграция», в которой Запад пытается обвинить Россию, и существует ли она на самом деле?
— За разъяснением понятия «постепенная интеграция» следует обратиться к автору из Bloomberg, — говорит политолог Эдуард Попов.
— Вероятно, он подразумевает что Россия, начав с признания паспортов и других документов ДНР и ЛНР, постепенно перейдет к включению республик Донбасса в свой состав. Сам автор упоминает Приднестровье, считая его прецедентом для Донбасса. Но в этом сравнении кроется и опровержение главного посыла статьи — Россия до сих пор не «аннексировала» Приднестровскую Молдавскую республику! И даже не признала её независимость, что было сделано в отношении Абхазии и Южной Осетии. Вероятно, автор довольно слабо владеет проблематикой российской политики в отношении «СНГ-2», раз проводит такие параллели, бьющие по логике его собственных рассуждений.
— Почему вообще появляется это заявление Bloomberg? Связано ли это с судом ООН, который не принял жалобу Украины на то, что Россия спонсирует «террористические организации», которыми в Киеве считают ДНР и ЛНР?
— Не думаю, что появление цитируемой статьи привязано к конкретному решению суда ООН. Скорее этот материал лежит в более широком контексте российско-западного противостояния по Украине. Я прочел статью Bloomberg на одном украинском сайте, считающемся серьезным и деловым. Неслучайно, что эту статью тиражируют именно украинские СМИ. Но для меня несколько удивительно, что пресс-секретарь президента России комментирует эту публикацию, которая ни по содержанию, ни по тональности не представляет чего-то нового и заслуживающего интереса. Это очередной информационный выстрел в ходе «новой холодной войны» между Россией и Западом.
— Но ведь интеграция по факту происходит. Получается, что плана нет, но интеграция есть?
— Не соглашусь с такой постановкой вопроса. Это украинской стороне и её западным адвокатам следует адресовать вопрос: как согласуется блокада Донбасса с заявлениями о целостности и единстве Украины и приверженности Минским соглашениям? Ответ короткий: никак. Украина сама загнала себя в тупик в Донбассе, сделав блокаду частью своей политики (в статье полулживо утверждается, что блокаду осуществляют «радикалы» — так на Западе именуют украинских нацистов). Повторюсь, на мой взгляд, Пескову не следовало отвечать на информационный «вброс» Bloomberg и поддаваться на провокацию. Пусть на Украине и на Западе объясняют соответствие блокады Донбасса курсу на выполнение Минских соглашений.
— А здесь я полностью солидарен со словами Пескова. Московскую политику много раз критиковали патриоты России (в том числе, и автор этих строк) именно за приверженность Минским соглашениям. Но как бы не относиться к ним, именно Россия является последовательным приверженцем этого плана.
А автор статьи в Bloomberg утверждает прямо обратное, противореча ранее сделанным заявлениям и обвинениям. Как долго это будет продолжаться? До того момента, пока Украина не почувствует себя достаточно сильной, чтобы пойти в наступление и попытаться осуществить очередной блицкриг. Этот шаг нацистско-клепктократического режима Украины и будет концом «Минска-2». Полагаю, скорее всего, это произойдет в текущем году.
— Порошенко все еще рассматривается Москвой партнером, с которым необходимо предпринимать совместные действия. А как на формат может поменять изменение первых лиц во Франции и Германии?
— Нормандская четверка жива, пока не произошла смена хозяев в Париже и Берлине. Олланду и Меркель нельзя открыто признать, что поддержав государственный переворот на Украине они допустили: 1) ошибку и 2) преступление. Поэтому они заинтересованы хоть в какой-то видимости переговорного процесса, хотя никаких иллюзий в отношении режима Порошенко не питают. Возможно, смена формата произойдет после выборов во Франции и в Германии. В ФРГ на данный момент серьезной альтернативы Меркель не предвидится. А кто придет на смену Олланда? Вероятно, или Макрон, или Марин Ле Пен, каждый из них может по-своему торпедировать нынешний формат нормандской четверки. А Москва будет работать с Порошенко, повторюсь, вплоть до того дня пока тот не решит в очередной и последний раз разыграть из себя великого полководца.
— У нас в Донецке по поводу интеграции ходит шутка: «Единственной альтернативой воссоединению Донбасса с Россией может стать только воссоединение России с Донбассом!», — говорит заместитель главного редактора журнала «Новая земля» (г. Донецк, ДНР), постоянный эксперт Изборского клуба Новороссии Александр Дмитриевский.
— Что же касается нашумевшей публикации агентства Bloomberg и официального комментария Кремля по этому поводу, то нужно понимать, что есть инсайдерский материал совершенно недружественного к нам поставщика информации для мировых финансовых воротил, и есть ответ на него, выдержанный в строгих дипломатических формулировках. Язык дипломатии — это настоящая «китайская грамота», которую нужно очень хорошо уметь читать между строк.
— В реальности, по-вашему, интеграция имеет место?
— Да, однозначно имеет место. Если вы приедете в ДНР или ЛНР, то будете удивлены тем, что республики Донбасса уже мало чем отличаются от любого другого не слишком богатого российского субъекта федерального подчинения: всё-таки сказывается военное лихолетье. Главная причина интеграции — гуманитарная: Украина фактически отказалась от Донбасса, когда перестала платить зарплаты и пенсии, прекратила выдавать документы своим гражданам, вывела банковскую сферу. А теперь представьте себе, что только на территориях, подконтрольных народным республикам проживает ровно столько же людей, сколько в соседней Ростовской области! Разумеется, бросать на произвол судьбы столь огромный человеческий ресурс для России равнозначно большим потрясениям: четыре миллиона человек — это вам не фунт изюма…
— Есть ли предел интеграции в нынешнем ее виде?
— То, что Донбасс станет частью России совершенно официально — вопрос времени, но не принципа. И это понятно уже всем: другое дело, что говорить об этом вслух с высокой трибуны ещё не настал момент. Но он настанет, и достаточно скоро. Какими будут следующие шаги — покажет время. Но предел интеграции Донбасса в состав России есть, и не надо быть Нострадамусом, чтобы предсказать долгожданный для всех нас сценарий…
— Если Запад действительно беспокоит эта тема, почему он отказывается хотя бы признать, что именно Киев не хочет реинтеграции Донбасса?
— Донбасс — это крупнейший политический цугцванг и для Киева, и для Запада: любой ход только ухудшит их позицию. Какой лучший план действий в таких условиях? Правильно, ничего не предпринимать и пустить всё на самотёк! Так, между прочим, на планете поступит абсолютное большинство не только людей, но политиков… Конечно, можно пойти в психическую атаку с шашками наголо, но на столь решительный шаг способны единицы, да и то, когда нечего терять: от разжиревших европейских бюргеров ждать такого лихачества уж точно не приходится.
— Есть ли еще шанс, что Киев все же сможет найти выход сам?
— Если Киев найдёт в себе силы выполнить Минские соглашения, то Украина перестанет быть Украиной, заплатив за самосохранение потерей права быть собой — то есть, антирусским упырем. Если не найдёт, то будет запущен процесс ликвидации Украины, при этом видимое участие внешних сил в самом процессе будет сведено к минимуму. И всё происходящее говорит о том, что в жизнь воплотиться, скорее всего, именно второй вариант. А принимать решение будут однозначно без участия Киева, давно и добровольно лишившегося своей субъектности.
Фото ТАСС
Полную хронику событий новостей России за сегодня можно посмотреть (здесь).