Об истории отечественных карабинов и о том, почему это оружие стало популярным в нашей стране, рассказывает эксперт по огнестрельному оружию Алексей Сивашенков.
Во всем мире дробовики используются полицией и силами правопорядка в качестве универсального оружия – они не пугают обывателей излишне милитаризированным видом, обладая при этом значительной огневой мощью.
Вышибить дверь, вывести из строя автомобиль – с такими задачами не справятся ни пистолет, ни обычная винтовка. Не говоря уже об отстреле специальных боеприпасов, например, травматического действия.
Хорошая тактическая гибкость этого оружия была по достоинству оценена в СССР и России, а развитая конструкторская школа позволила создать ряд оригинальных образцов.
РМБ-93: от авиапушки к карабину
Ружье малогабаритное боевое (РМБ-93) – одно из самых необычных среди всего гладкоствольного семейства. Разработанное прославленным конструктором авиационных пушек Василием Грязевым, оно имеет крайне неортодоксальную конструкцию.
Хотя его можно классифицировать как помповый дробовик, никакого сходства с классическими американскими моделями, такими как Winchester 1300 или Remington 870, российский образец не имеет.
Например, чтобы дослать патрон в патронник, необходимо произвести движение цевьем, противоположное «нормальной» помповой схеме – подать его вперед-назад, а не наоборот.
Это связано с тем, что у РМБ-93 парадоксальным образом нет затвора. Его роль выполняет подвижный ствол, который запирается при помощи двух подпружиненных зацепов, связанных с ударно спусковым механизмом (УСМ).
При нажатии на спусковой крючок зацепы блокируются, происходит выстрел. Перезаряжая оружие, стрелок смещает цевье со стволом вперед, при этом гильза остается висеть в районе спусковой скобы и выталкивается патроном, подающимся из надствольного магазина. На обратном пути ствол «наезжает» на патрон и фиксируется – ружье готово к следующему выстрелу.
Звучит достаточно сложно, но на самом деле это поразительно простая схема. И запредельно надежная: избавившись от затвора, Грязев исключил возможность возникновения большинства задержек, свойственных огнестрельному оружию.
Ведь, как правило, они связаны с тем, что затвор по каким-то причинам не может экстрагировать или дослать патрон. Автор этих строк произвел из РМБ-93 около двух тысяч выстрелов – ружье ни разу не «осеклось».
Однако у этой схемы есть и недостатки: отсутствие затвора исключает предварительное взведение УСМ – он самовзводный, так что спуск у ружья длинный и тугой, что отрицательно сказывается на меткости. Отметим также тонкий металлический приклад, который крайне болезненно «лягается» при стрельбе.
Так что комфортно использовать РМБ-93 возможно только надев на него резиновую «калошу» из комплекта подствольного гранатомета ГП-25.
КС-23: смертельный «Дрозд»
Если РМБ-93, это оригинальное ружье, выполняющие стандартные для дробовика функции, то с «Дроздом» все наоборот – конструктивно, это самый обычный «помповик», во многом копирующий Winchester 1300, хоть и монструозных размеров. Но вот область применения у него куда шире, чем у любого другого гладкоствольного образца.
КС-23 был разработан в НИИ Спецтехники МВД для подавления массовых беспорядков в местах заключения. Для такой задачи требуются специальные нелетальные боеприпасы – снаряженные слезоточивым газом, резиновой пулей или светошумовые. А так как в гильзу 12-го калибра много иррианта не помещалось, конструкторы, не скупясь, повысили калибр ружья до 6-го.
За основу был взят нарезной ствол от 23 миллиметровой авиапушки и боеприпас армейской ракетницы. Таким образом, «Дрозд» на сегодняшний день является абсолютным чемпионом среди стрелкового оружия по диаметру ствола – на втором месте южноафриканская 20-миллиметровая винтовка NTV, созданная для уничтожения бронетехники.
КС-23 тоже может побороться с техникой – для этого был создан патрон «Баррикада» с цельностальной остроконечной пулей.
По заявлению разработчиков, он может вдребезги разнести блок двигателя автомобиля на дистанции до 100 метров. Кроме того, ружье при помощи холостого боеприпаса и 82 миллиметровой насадки отстреливает крюк-кошку с тросом на высоту семиэтажного дома.
У этого любопытного образца, помимо значительного веса и габаритов, есть только один значимый недостаток, и о нем легко догадаться – это отдача. Вот как описывает знакомство с ружьем известный американский оружейник Чарли Катшоу:
«КС-23 обладает значительной отдачей, что неудивительно при таком калибре. У одного западного специалиста, посетившего ЦНИИТочмаш, при первом же выстреле из КС-23 сорвался зубной мост, а при втором, на котором настояли гостеприимные русские хозяева, сломалась челюсть!».
ТОЗ-82: карабин космонавтов
Неброский код этого оружия вписан в самые славные страницы отечественной истории – ТОЗ-82 не раз бывал в космосе, являясь частью комплекта носимого аварийного запаса.
Автором идеи стал космонавт Алексей Леонов, испытавший немалые трудности с возвращением на Землю: автоматика корабля «Восход-2» отказала, из-за чего его пришлось сажать в ручном режиме. В результате аппарат оказался нерасчетной точке, и космонавты провели двое суток в тайге.
Имевшиеся у Леонова и Беляева пистолеты Макарова не годились для охоты и, конечно, не смогли бы защитить космонавтов от нападения крупных хищников.
Спустя двадцать лет после полета Леонов стал замначальника Центра подготовки космонавтов – и смог «продавить» идею создания специального оружия для снабжения космических миссий и пилотов дальней авиации.
ТОЗ-82 представляет собой комбинированное оружие, сочетающее два гладких ствола 32 калибра и один нарезной, заряжающийся автоматным патроном 5,45Х39 миллиметров.
Выбор таких маломощных по охотничьим меркам боеприпасов обусловлен требованием малого веса – комплекс, сделанный под 12 калибр, получился бы раза в два тяжелее.
Некоторую нехватку убойности получившегося оружия восполнили при помощи специальных боеприпасов. Так, гладкоствольные патроны снаряжались вольфрамовой дробью, для автоматного боеприпаса был разработана специальная экспансивная полуоболоченная пуля со свинцовым сердечником.