Украинский парламент на днях принял за основу проект внесения изменений в закон «О физической культуре и спорте», предоставляющий официальный статус «национальных видов спорта» боевому гопаку и другим экзотическим боевым искусствам.
Судя по всему, лоббистом «легализации» боевого гопака выступил спикер Верховной Рады Андрей Парубий. Он не скрывал радости по поводу результатов голосования (провести вопрос удалось, правда, лишь со второй попытки) и даже признался телеканалу «112», что в свое время лично занимался гопаком. Министр молодежи и спорта Украины Игорь Жданов, комментируя решение депутатов, отметил, что «за годы независимости Украины начали восстанавливаться и развиваться виды спорта, которые выросли из украинских традиций». Вот только у людей, хоть немного знакомых с историей вопроса, происходящее сегодня вокруг «боевого гопака», ничего, кроме гомерического хохота вызвать не может.
Украинская редакция «Википедии» утверждает, что «боевой гопак — это украинское боевое искусство, воссозданное на основании элементов традиционного казацкого боя, которые сохранились в народных танцах, и собственного опыта исследователя боевых искусств львовянина Владимира Пилата».
Владимир Пилат — личность примечательная. Согласно той же Википедии и многочисленным интервью, по отцу он происходит из древнего рыцарского рода, известного еще с 1121 года. Его дед по матери якобы служил в личной охране австрийского императора Франца-Иосифа. Именно дед и начал учить юного Владимира бороться. Пилат регулярно утверждает, что он «казацкого рода». Рассчитывает он при этом, очевидно, на совершенно темных людей, так как любой мало-мальски грамотный человек знает, что никаких казаков на Западной Украине никогда не было (вернее, они заходили, но ненадолго, чтобы жестоко наказать «бывших братьев», подавшихся в униатство, но создавать семьи с галичанами, определенно, не были склонны).
Прозанимавшись четыре года спортивной гимнастикой, и два — вольной борьбой, Владимир, которому в это время было всего 12−13 лет, с 1968 года якобы начал постигать кёкусинкай (киокушинкай) каратэ. Во всяком случае, так он об этом рассказывает журналистам. Где Владимиру удалось найти учителя — большая загадка. Дело в том, что даже в Японии первый признанный центр кёкусинкай возник только в 1964-ом. В СССР стиль впервые «принес» Александр Иванович Танюшкин, узнавший о его существовании в 1969-ом и привезший его на Родину из-за границы только в 1970-е годы. Так, что юному Пилату для того, чтобы начать осваивать кёкусинкай в 1968 году, нужно было, по меньшей мере, обладать даром предвидения.
Параллельно с кёкусинкаем, Владимир Пилат, по его собственному признанию, изучал годзю-рю, соне, шотокан каратэ, дзюдзюцу, айкидо и кикбоксинг. В конце 1970-х Пилат стал преподавать единоборства, а в 1985 году — создал «Экспериментальную школу по изучению боевых искусств украинского народа». Последнее начинание стало возможным благодаря поддержке со стороны… комсомола, предоставившего «сэнсэю» под нужды национальных боевых искусств спортивный зал. В это время Пилат и заявил о том, что в украинском гопаке зашифрованы сакраментальные знания о древних казацких единоборствах, которые он смог «расшифровать» благодаря знаниям, полученным от деда.
Вскоре Владимир пойдет дальше. В интернете ходят выдержки из интервью, которое он дал в свое время ровенской газете «Волынь». В материале приведены слова Пилата, утверждавшего, что на самом деле боевой гопак возник 8 тысяч лет назад на волынском озере Свитязь, с которого происходит индуистский бог Кришна и его охранники «гопы», танцевавшие боевой танец «гопак». Наследие «гопов» передавалось из поколения в поколение, пока не было уничтожено советской властью, а затем восстановлено Пилатом…
В других публикациях, посвященных пилатовским изысканиям, можно найти утверждения о том, что при помощи гопака запорожские казаки тренировались.
И все бы ничего, если бы не одно большое «но». Если бы Пилат разобрался в вопросе потщательнее, то знал бы, что гопак в его современном виде — это культурный продукт не запорожских казаков, а советских хореографов, в частности — Павла Павловича Вирского, работавшего в 20-е-40-е годы ХХ столетия в театрах Одессы, Харькова, Днепропетровска и Киева, а в 1955 — ставшего художественным руководителем Государственного ансамбля танца Украинской ССР. А также — Игоря Александровича Моисеева, с 1937 года руководившего Ансамблем народного танца СССР. Именно они «воссоздали» (фактически придумали с нуля с учетом некоторых известных этнографических особенностей) уже позабытый к тому времени «казацкий» танец.
Таким образом, секретные техники древнего боевого искусства Владимир Пилат восстанавливал по наработкам советских артистов балета. О том, кто передал сокровенные знания смертоносных казацких единоборств Вирскому и Моисееву — тайна, покрытая мраком…
Возможно, «боевой гопак» так и не вышел бы никогда за пределы щедро предоставленного «советской властью» львовского спортзала, если бы не политический фактор. Советский Союз уверенно двигался к распаду, на Западной Украине подняли голову националисты, которым «боевой гопак» пришелся как нельзя кстати. В 1990-ом Пилат уже основал уникальную организацию под называнием «Галицкая Сечь» (уникальная потому, что, как мы помним, казаков на Галичине никогда не было, и Сечей, до ХХ века, соответственно, тоже).
Новоявленный сэнсэей боевого гопака начал готовить боевиков для праворадикальных организаций и связался с Социал-национальной партией Украины (сегодня — ВО «Свобода» Олега Тягнибока). При всей своей внешней опереточности, «боевой гопак» был в известной степени применим на практике. Конечно, синхронные удары двумя ногами в прыжке вызывают у знатоков боевых искусств только смех, но то, что Пилат объективно занимался различными видами боевых искусств — это факт. И под видом «исконно-украинского гопака» он учил молодежь локальному варианту каратэ.
К женским занятиям боевыми искусствами Пилат изначально относился скептически, но затем в его взглядах на жизнь что-то поменялось, и он создал «девичью версию гопака» под называнием «Асгарда». Какое именно отношение имеют древние скандинавские боги к западноукраинским богатыршам — неизвестно…
Вслед за боевым гопаком появилась школа «украинского национального фитнеса» — гопакробика. В самом гопаке была сформирована система уровней мастерства, аналогичная восточным поясам, — от «желтяка» до «волхва». «Волхвы», согласно Википедии, приравниваются к мастерам спорта международного класса и могут владеть левитацией, телекинезом и умением превращаться в животных. О том, будут ли данные умения проверяться теперь украинскими спорткомитетами, история умалчивает. Но это было бы, по крайней мере, интересно.
Количество одновременно занимающихся боевым гопаком на Украине постепенно достигло семи тысяч человек.
Новым шансом для Пилата стали майданы. После первой «революции» президент Виктор Ющенко наградил украинского «сэнсэя» орденом, а его «наработки» пообещало применять при подготовке спецназа руководство СБУ. После второго Майдана для адептов боевого гопака и вовсе началось восхождение к звездам. В марте 2014 года бывший львовский физрук и по совместительству глава одной из федераций гопака Николай Величкович стал заместителем министра внутренних дел Украины. И вот теперь странный новодел, история которого восходит к Кришне с Волыни и советскому балету, уже получает официальный статус с государственной поддержкой. Я не удивлюсь, если уже скоро его начнут преподавать в украинских школах, как тхэквондо в корейских.
В принципе, в любой физической активности нет ничего плохого. Да и умение бить прямой удар ногой человеку в жизни может пригодиться. Но та идеологическая обертка, в которой сегодня подается «боевой гопак», является благодатной почвой для роста нацистских настроений и антинаучного иррационализма. Кришна с озера Свитязь — это достойное продолжение историй о «копке Черного моря» и «древнеукраинском государстве Киевской Руси».
Фото ТАСС
Также можете посмотреть все новости Украины за сегодня