Министр обороны России Сергей Шойгу сегодня на Шестой Московской конференции по международной безопасности обозначил основные угрозы и проблемы существующие в мире. «МК» приводит выдержки из его речи на открытии конференции.
О борьбе с терроризмом и ситуации в Сирии
Сегодня передовым рубежом противостояния «Исламскому государству» (запрещенному в России) остаётся Сирия.
Здесь сконцентрированы основные силы этой организации и отсюда ведётся управление бандформированиями.
Поэтому руководством России было принято решение оказать законному правительству Сирии военную помощь в борьбе с ИГИЛ.
После освобождения Алеппо потенциал террористов был существенно подорван.
Сирийские вооружённые силы при поддержке ВКС России продолжают наносить удары по отрядам ИГИЛ и «Джебхат ан-Нусры».
Благодаря российскому Центру по примирению враждующих сторон руководители полутора тысяч населённых пунктов по всей стране отказались от вооружённой борьбы с правительственными силами.
Согласованные действия России, Ирана и Турции, выступивших гарантами перемирия в Сирии, позволили в рамках астанинского форума наладить прямой диалог между вооружённой оппозицией и сирийским правительством.
Отмечу, что достигнутые договоренности о введении режима боевых действий в отдельных районах в целом соблюдается.
Помимо этого, совместными усилиями трёх стран удалось сдвинуть с мёртвой точки решение вопроса о разграничении на местности «Джебхат ан-Нусры» и конструктивной оппозиции.
Подчеркну, что год переговоров по этому поводу с представителями прежней американской администрации положительных результатов так и не дал.
Сегодня приоритетом работы в Сирии становится политическое урегулирование и возвращение страны к мирной жизни.
Здесь необходимо исключить ошибки, допущенные в Афганистане и Ираке из-за недостаточного внимания международного сообщества к внутриполитическим процессам в этих странах и их восстановлению.
Следует разработать комплексную стратегию совместных действий в освобождённых от бандитов районах.
Её основными элементами должны стать:
— борьба с распространением идеологии ИГИЛ;
— разработка новой конституции страны;
— обеспечение потребностей населения путём гуманитарной поддержки и восстановления экономической жизни;
— разминирование территории.
Отмечу, что отряд российского Центра гуманитарного разминирования обнаружил и обезвредил практически все взрывоопасные предметы в древней Пальмире.
До этого российские и сирийские военнослужащие очистили более тысячи гектаров жилых кварталов в восточной части Алеппо.
Однако работы для сапёров в стране ещё очень много.
Надеемся, что Служба разминирования Организации объединённых наций ЮНМАС в ближайшее время подключится к решению этой проблемы.
Предлагаем сформировать коалицию из заинтересованных стран, которые могли бы содействовать разминированию объектов в Сирии.
Кроме того, считаем целесообразным создать фонд для финансирования специализированных коммерческих компаний, которые будут привлекаться к подобным работам.
Полагаем, что скоординированные действия международных коммерческих организаций позволят в кратчайшие сроки очистить территорию страны от взрывоопасных пережитков войны.
Рассчитываем, что в ходе конференции прозвучат и другие конструктивные предложения. Со своей стороны готовы познакомить коллег с полученным в Сирии опытом организации применения авиации Воздушно-космических сил России с учетом специфики тактических приемов, используемых террористами. Российское вооружение и военная техника в сложных условиях показали серьезные высокие боевые возможности.
Что касается гуманитарной ситуации в Сирии.
Во многих районах иначе как катастрофической ситуацию не назовёшь.
Российские военные практически ежедневно доставляют и распределяют среди населения гуманитарные грузы.
Благодарим партнёров, которые откликнулись на наше обращение и выделили гуманитарную помощь для Сирийской Арабской Республики.
Российскими военными организовано взаимодействие с региональными отделениями Международного Комитета Красного Креста и ООН.
Это позволяет без политических предпочтений помогать нуждающимся по всей стране.
Также местным жителям оказывается медицинская помощь. Более полугода в Алеппо функционируют российские мобильные госпитали.
Свыше 12-ти тысяч сирийцев получили квалифицированное лечение. Эта работа, безусловно, будет продолжена.
Об отношениях с США по Сирии
Долгое время не оставляли попыток наладить взаимодействие по Сирии с США и возглавляемой ими коалицией. Однако полного понимания пока достичь так и не удалось.
В 2015 году подписан Меморандум о предотвращении инцидентов в воздушном пространстве Сирии, направленный на недопущение конфликта при действиях авиации. Как вы знаете, его применение было приостановлено Россией после удара американскими крылатыми ракетами по сирийскому аэродрому Шайрат.
Ракетный обстрел оцениваем как грубое нарушение международного права, кроме того, действия Вашингтона создали угрозу жизни наших военнослужащих, которые ведут в Сирии борьбу с терроризмом. Такие шаги вынуждают нас принять дополнительные меры по обеспечению безопасности личного состава российской группировки войск.
Вместе с тем, если Соединенные штаты на самом деле нацелены на ликвидацию «Исламского государства» в стране, мы готовы поддержать их усилия.
Сегодня распространение ИГИЛ не ограничивается исключительно Сирией и Ираком.
На верность «Исламскому государству» присягают вооружённые формирования на обширной территории – от Ливии до Западной Африки.
Во многом успех террористов объясняется отсутствием результатов по стабилизации ситуации в Ливии, где национальная государственность была разрушена коллективными усилиями Запада.
Сегодня этот регион требует пристального внимания и поддержки со стороны конструктивно ориентированных политических и военных сил.
«НАТО – это военно-политический блок, а не общество филателистов»
В программу Шестой Московской конференции включена тема европейской безопасности, ее обсуждение также следует вести в контексте борьбы с международным терроризмом. Совместными действиями всех заинтересованных сторон, включая Россию, необходимо разработать эффективную антитеррористическую стратегию. Однако вместо стремлений к объединению усилий современная Европа культивирует антироссийские фобии, нагнетает страхи и якобы имеющиеся угрозы с Востока.
Запугивание населения и подмена понятий искажают реальную ситуацию.
Хотел бы подчеркнуть, что действия России по укреплению обороноспособности являются сбалансированной реакцией на расширение Североатлантического альянса, освоение им военной инфраструктуры в приграничных с Россией государствах, размещение в них своих воинских контингентов.
НАТО – это военно-политический блок, а не общество филателистов.
Он ведёт курс на проецирование силы вблизи российских границ, вовлечение в орбиту своего влияния все новых и новых государств.
Последние решения по приёму в альянс Черногории – прямое тому подтверждение.
Военный потенциал Подгорицы близок к нулю, однако географическое положение позволяет усилить контроль за Балканами.
Аналогичное продвижение военной инфраструктуры Организации Североатлантического договора происходит и в Арктике.
На севере Норвегии, в непосредственной близости от российской границы, создан современный полигон, где пока на ротационной основе размещаются натовские контингенты.
Деятельность в рамках «полицейской» авиационной миссии НАТО по патрулированию воздушного пространства Прибалтики фактически стала составной частью так называемой зоны ограничения доступа, охватывающей Калининградскую область и восточную часть Балтийского моря.
Рассматриваем такие действия НАТО как демонстрацию силового продвижения своих интересов При обсуждении европейскоей безопасности неоднократно поднимался вопрос о важности соблюдения договорённостей по предотвращению инцидентов в воздушном пространстве и на море.
Считаем эти соглашения важными именно сейчас, когда уровень доверия находится на предельно низком уровне.
Сожалеем, что инициатива главы Финляндии о полётах военной авиации над Балтикой с включёнными транспондерами, поддержанная Президентом России, была проигнорирована НАТО.
На безопасность в мире влияет наращивание потенциала ПРО в Европе.
Болгария, Польша, Румыния, Испания и Норвегия уже вовлечены практически в работу по размещению наземных и морских компонентов противоракетной обороны Соединённых Штатов. В 2017 году исполняется 45 лет подписанию Договора по ПРО.
Несмотря на выход Вашингтона из него в одностороннем порядке, документ до сих пор сохраняет свою актуальность.
Решение СССР и США заключить Договор подтверждает, что развёртывание ПРО является дестабилизирующим фактором, понижающим порог применения ядерного оружия.
Основополагающий акт Россия – НАТО, подписанный 20 лет назад, также заставляет задуматься о том, как вернуть к жизни его ключевой тезис: «Россия и НАТО не рассматривают друг друга как противников, а нацелены на преодоление остатков прежней конфронтации и соперничества».
В последнее время наблюдаем определённые изменения во взглядах Брюсселя на выстраивание отношений с Россией.
Сегодня Европа заинтересована в создании основы для движения вперед, в восстановлении доверия.
Всё чаще раздаются голоса о необходимости возобновления диалога, бесперспективности санкционного давления. Рассчитываем на конструктивный диалог в ходе Конференции.
Конкретные предложения по восстановлению взаимодействия были озвучены российскими экспертами в июле прошлого года и остаются в повестке переговоров.
Первым шагом к сближению могла бы стать оценка угроз, которая определяет тенденции развития военных доктрин и военного строительства.
Готовы обсуждать эти вопросы на уровне экспертов. Слово за североатлантическим альянсом.
Необходимо перестать пугать Россией самих себя и начать налаживать отношения.
Фото kremlin.ru
Полную хронику событий новостей России за сегодня можно посмотреть (здесь).