В Китае спущен на воду второй авианосец «Шаньдун». Видеозапись вывода корабля из дока опубликована на видеохостинге YouTube. Со временем реализация программы строительства авианосцев сделает российского стратегического союзника обладателем второго океанского флота в мире после США.
«Шаньдун» был построен в рекордные сроки. Его разработка началась в 2013-м, а строительство в 2015 году. Торжественная церемония спуска на воду прошла в порту Далянь (некогда русский город Дальний — авт.) в присутствии заместителя председателя Центрального военного совета Фань Чанлуна, вскоре после годовщины основания ВМС армии Китая.
Новый авианосец — первый подобный корабль, полностью построенный в Поднебесной. Его характеристики: длина 315 метров, ширина — 75 метров, водоизмещение — 70 тысяч тонн, крейсерская скорость — 31 морской узел. На борту авианосца смогут разместиться 36 истребителей J-15.
Спуск на воду второго по счету авианосца — серьезная заявка Китая на доминирование в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Правда, американские авианосцы типа «Джеральд Р. Форд» в полтора раза превосходят его по водоизмещению и числу самолетов палубной авиации. Два из 11 авианосцев США находятся в настоящее время недалеко от Корейского полуострова.
О том, что представляет собой новый корабль и каковы перспективы развития авианосного флота Китая «СП» рассказал военный эксперт Василий Кашин.
— Новый китайский авианосец построен по переработанному проекту их первого авианосца — «Ляонин». В свою очередь «Ляонин» — это советский проект 1143.6, который китайцы доработали, используя предоставленную российской стороной и полученную на Украине документацию (сам корабль, носивший имя «Варяг», был куплен на Украине — авт.). Принципиальных отличий от советского проекта нет, но там изменена планировка помещений, форма палубы и полностью изменено радиоэлектронное оснащение: системы управления, радиолокационные станции и т. п.
— Теперь у Китая два авианосца… Каковы дальнейшие планы Пекина в этом направлении?
— В третьем авианосце, который сейчас строится в Шанхае, будет еще больше изменений. Известно, что он будет немного больше и будет оснащен паровой катапультой. После того, как его достроят, настанет время строительства еще как минимум двух авианосцев, которые будут являться большими атомными авианосцами американского образца. Но это будет происходить уже в следующем десятилетии.
— Где будут использоваться эти корабли?
— Предполагаю, что первые три авианосца, включая «Ляонин», предназначены для действий в омывающих Китай морях, а последующие корабли будут действовать в мировом океане. Где-нибудь у берегов Африки, Латинской Америки, Ближнего Востока и т. д. По сути, китайцы строят второй океанский флот мира с перспективой его выдвижения на первое место к середине XXI века. Но даже в следующем десятилетии этот флот будет в состоянии обеспечивать ключевые интересы Пекина в удаленных районах земного шара.
— Как России следует рассматривать усиление Китая на море?
— Для нас это, скорее, хорошо, поскольку будет заставлять американцев реагировать. Это отчасти отвлечет их от России. Вообще, Россия в целом заинтересована в становлении Китая в качестве самостоятельного важного глобального игрока, который будет влиять на мировые процессы. Это снизит давление на нас со стороны США, уменьшит американскую монополию в международных отношениях.
— Но сама Россия от строительства авианосцев, похоже, отказалась?
— Надо понимать, что Китай — это морская страна по своей географии. У них нет серьезного сухопутного противника после того, как развалился Советский Союз. У России, другая ситуация. Нашим приоритетом является подготовка к военному конфликту с НАТО. У нас также не простые отношения с некоторыми державами второго эшелона. У нас есть угроза дестабилизации в Центральной Азии, есть приоритет ядерного сдерживания и только после всего этого стоит задача поддержания своего присутствия в мировом океане.
Во все периоды, когда Россия чувствует себя экономически и политически комфортно, у нас появляются гигантские морские амбиции. Например, СССР при Сталине в конце 1930-х годов на фоне успехов индустриализации, его же проекты начала 1950-х, потом было строительство океанского флота в 1960—1970-е… А если вспомнить Российскую империю, то это строительство огромного, второго-третьего в мире, парусного флота при Николае I, строительство большого флота в конце XIX века.
Но как только нас припекает, все сразу понимают, что в реальности флот в безопасности России играет строго определенную и глубоко второстепенную роль. Она несколько выросла благодаря появлению фактора ядерного сдерживания, крылатых и баллистических ракет, но кардинально ничего не изменилось. Реально у нас развиваются подводные силы и силы для действий в ближней морской зоне. Ясно, что атомный подводный флот у нас приоритет, а крупные океанские корабли у нас устаревшие: 11 кораблей проекта 1155 и 1155.1 и наши крейсера в количестве пяти штук.
Их пытаются сейчас поддерживать в рабочем состоянии, но никакой замены им не предполагается за исключением химерического проекта гигантского эсминца «Лидер». Поэтому, как сказал на днях Сергей Шойгу, самыми крупными нашими кораблями будут фрегаты водоизмещением около 5 тысяч тонн. Ничего другого в нынешних условиях, когда лишних денег нет, и мы вовлечены в противостояние с НАТО, мы позволить себе просто не можем. И это правильно, заключил эксперт.
Схожего мнения придерживается и главный редактор портала Flot.com Сергей Сочеванов.
— То, что Китай спустил на воду очередной авианосец, укладывается в общую концепцию китайского флота, который сейчас развивается очень динамично. Этот корабль был построен просто в рекордные сроки — всего 3,5 года. Интересно, что Китай адаптируют бывший советский проект под свои самолеты J-15. То есть параллельно еще и развивают собственную палубную авиацию. Нашу концепцию с трамплином они пока оставили, что может их ограничить по применению самолетов дальней радиолокационной разведки и управления.
— Поясните, пожалуйста?
— Эти самолеты тяжелые и не могут достигнуть скорости взлета только за счет силы двигателей. Поэтому их разгоняют катапультой. Минус катапульты в том, что это сложное техническое устройство и если оно выйдет из строя, полеты прекратятся. Трамплин надежнее. Возможно, катапульты будут на третьем китайском авианосце, но это не точно, так как открытой прямой информации об этом нет. Есть данные только со спутниковых снимков.
— Оправдано ли строительство столь не дешевого корабля, как «Шаньдун»?
— Развитие китайского флота оправдано тем, что в Азиатско-Тихоокеанском регионе сейчас накаляется обстановка. И две Кореи между собой грызутся и, кроме того, там много старых территориальных споров. Если в Европе они находятся в замороженном состоянии, как на Кипре, то в АТР они могут вспыхнуть в любой момент.
Кроме того, Китай может себе это позволить. Экономика страны 20 лет мощно росла. Особенно это сказалось на финансировании НИОКР. Принято считать, что на эти цели для должного развития нужно выделять до 2% от ВВП. Китай выделяет много.
— А Россия, получается, остается в стороне от подобного строительства?
— На днях Шойгу прямо сказал, что основой ВМФ России должны стать фрегаты. Сейчас появилась мировая тенденция, Китай как раз исключение, использовать корабли меньшего водоизмещения. Уже не строят огромные ракетные крейсера, а пытаются «впихнуть» нужное вооружение в корабль водоизмещением как эсминец. Россия тоже решила так поступать. Например, наш проект 22350 при небольшом водоизмещении очень «зубастый». Там есть и крылатые ракеты и мощная артиллерия и средства ПВО и средства противолодочной борьбы. Крепко сбитый такой корабль.
У нас есть все возможности строить именно фрегаты. Это можно делать быстро, если вывести строительство судов в серию. Все, что делается серийно — дешево и качественно. Это обеспечит нашему ВМФ хорошую надводную составляющую. То есть мы просто решаем свои задачи другими способами. Нам достаточно, потому что за океан мы не ходим. Мы обеспечиваем зону влияния в Средиземном море, в Тихом океане. Фрегатов здесь достаточно.
В свою очередь президент Российско-китайского аналитического центра Сергей Санакоев уверен, что усиление Китая охладит пыл американцев и пойдет на пользу России.
— Происходит то, о чем лидеры России и Китая говорили на юбилейной Ассамблее ООН полтора года назад. Мы видим, как еще вчера неопытный президент США думал по-ковбойски напугать весь мир. Сегодня же ему мягко намекнули, что отношения с Китаем — это не игры, которые он вел с Ким Чен Ыном, которому легко можно угрожать. Что касается России, то мы относимся с пониманием к усилению флота Китая, ведь это наш стратегический союзник.
Фото ТАСС