Слышали про «Северный поток-2» в обход Украины? Расскажу вам историю, а вы попытайтесь найти в ней причинно-следственную связь. Год назад наш Антимонопольный комитет оштрафовал «Газпром» на 172 млрд. грн. (!!!). При этом мы великодушно пообещали европейцам их транзитный газ не трогать. И сели на рельсы «поблокадничать». А когда встали, оказалось, что Европа подло финансирует обходной газопровод. Вопрос: чем объяснить такую зраду?
Ну, как? Удалось выполнить задание на сообразительность? Я потому спрашиваю, что топ-менеджерам государства Украина этот ребус оказался явно не под силу. Они до сих пор не видят связи между филигранной юридической игрой Антимонопольного комитета (АМКУ) и странным, можно сказать, слегка недружелюбным поведением старушки Европы. Пока мы сдерживаем орды бурятов на дальних подступах к ней (я бы сказал, на очень дальних), она ведет у нас за спиной замысловатую коммерческую игру.
На днях в лентах информационных агентств появилось сообщение, со ссылкой на сайт «Газпрома», что европейские энергокомпании профинансируют проект «Северный поток-2» (Nord Stream-2) на 50%. Оказывается, 24 апреля 2017 года было подписано соглашение, согласно которому пять европейских компаний (Engie, OMV, Royal Dutch Shell, Uniper и Wintershall) обязуются предоставить долгосрочное финансирование в объеме 50% от общей стоимости проекта, которая на данный момент оценивается в 9,5 млрд. евро. Вклад каждой из компаний составит до 950 млн. евро. Единственным акционером проектной компании AG останется «Газпром».
Проект «Северный поток-2» предполагает строительство двух ниток газопровода в обход Украины общей мощностью 55 млрд. куб. м газа в год от побережья России через Балтийское море до Германии.
То, что половину инвестиций возьмут на себя пять европейских компаний, делает их участниками переговоров на стороне России с противниками этого трубопровода – Польшей, Данией и Украиной. Эксперты полагают, что перевес окажется на стороне участников газотранспортного проекта.
Еще недавно судьба “Северного потока-2” (СП-2) была под большим вопросом. Против строительства трубы выступила Польша, которая пожаловалась в ЕС на угрозу усиления монополии «Газпрома» на европейском рынке. Затем аналогичные претензии предъявила Украина. Последней помешать строительству СП-2 решила Дания, заявившая, что проект может навредить ее национальной безопасности.
Но теперь (как пишут не только в российских, но и в западных СМИ) созданию газопроводного маршрута практически ничего не мешает. Более того, открытие европейскими инвесторами кредитной линии в общей сложности на 1,425 млрд. евро в 2017 году позволит уложиться в первоначальный график строительства СП-2 – до конца 2019 года.
Эту дату нам надо запомнить и начать до нее отсчет. Знаете, как при полете в космос: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1… И вот уже белый пушистый зверек обнюхивает наши опустевшие магистральные газопроводы. Те самые, по которым “Газпром” монопольно гонял свой газ транзитом через Украину в Европу. Вы заметили, что слово “гонял” употреблено в прошлом времени? Это потому, что шанс избавиться от навязчивого транзита (как и платы за него) у нас велик как никогда. А как весело все начиналось.
В январе 2016 года АМКУ принял решение оштрафовать «Газпром» на более чем 85 млрд. грн. ($3,28 млрд.) за злоупотребление монопольным положением на рынке транзита газа по магистральным трубопроводам Украины. Российский монополист обжаловал штраф, однако с треском проиграл его: Хозяйственный суд Киева на своем заседании 5 декабря 2016 года удовлетворил иск АМКУ к «Газпрому» о принудительном взыскании штрафа.
Поскольку «Газпром» не выплатил штраф в срок, АМКУ подал иск о принудительном взыскании средств, увеличив сумму исковых требований до 172 млрд. грн. ($6,65 млрд.) с учетом штрафа и пени за его несвоевременную уплату. Чего уж мелочиться! И 9 декабря 2016-го стало известно, что «Газпром» оспорил штраф АМКУ в Стокгольмском арбитраже. Решения еще нет.
Я когда-то писал на эту тему и общался с юристами, которые в свое время отказались влазить в этот процесс. Они рассказывали, что к ним приходили люди из Антимонопольного комитета и чуть не плакали: мол, сверху идет команда выкрутить как-то это дело, но они не знают, что придумать. Потому что транспортированием российского газа по территории Украины занимается не “Газпром”, а “Нефтегаз”, точнее, его дочерняя структура ДК «Укртрансгаз».
Позволю себе процитировать фрагмент из той публикации.
“Но… “Партия сказала: надо! Комсомол ответил: есть!..”. Нагнули АМКУ. Сварганили иск. Выписали штраф на 86 млрд. грн. за нарушение антимонопольного законодательства, а также пеню за неоплату. Всего вышло 172 млрд. грн. При курсе 27 грн./$ это получается примерно $6,3 млрд., но наши посчитали как $6,8 млрд. И на днях суд полностью все удовлетворил.
И теперь у “Газпрома” появился супераргумент для переноса транзита газа из Украины в другое место. Мол, сами видите – дебилы, б…ь. Транзитер – “Нефтегаз”, у него договор, у него все газопроводы, а штраф выписали нам. И как тут не согласиться…” (конец цитаты).
Вот и не говорите, панове начальники, что “Версии” вас не предупреждали. “Банкет на 172 млрд. грн.” закончился зрадой от Европы. Которая хочет спокойно зимовать на российском газе, а не вскакивать по утрам, не мчаться к мониторам компьютеров и не рыскать в поисках сообщения: что там сегодня на уме у благородных укров? Они уже конфисковали транзитный газ в счет долга “Газпрома”, или еще погреемся?
Мы, конечно, думали, что проскочим. Успокоим Европу, и она будет сидеть и не рыпаться. Успокоительные речи выглядели так: “Газ, который Россия транзитом через Украину поставляет в Европу, не будет конфисковаться в рамках взыскания с «Газпрома» выписанного АМКУ штрафа на 172 млрд. гривен», – заявил министр энергетики Украины Игорь Насалик. По словам Насалика, Украина имеет международные обязательства по транзиту газа и намерена их выполнить.
«Антимонопольный комитет является независимым органом, и на него никто не может влиять. С другой стороны, забирать транзитный газ технически нельзя, поэтому очевидно, что АМКУ будет принимать какие-то другие решения по выполнению своих решений, тем более это больше полномочия исполнительной службы», – сказал министр журналистам, передает «Интерфакс-Украина».
Но европейцы как-то не сильно прониклись заверениями на уровне министра. Прощупали премьера. Вице-президент Еврокомиссии Марош Шефчович беседовал с Владимиром Гройсманом в декабре. И в кулуарах конференции Ceraweek в Хьюстоне убеждал министра энергетики РФ Александра Новака, что “мы подняли этот вопрос с украинскими властями, я лично беседовал с премьером Украины, который уверил нас, что опасения о возможной конфискации российского газа, который идет транзитом через Украину, безосновательны”.
Что изменилось с декабря 2016-го до апреля 2017-го? Угадайте с трех раз. Правильно – блокада. Она, родимая, продемонстрировала нашим соседям в Европе широкие возможности радикально настроенной части населения чего-то перекрыть или заблокировать. Сегодня – железную дорогу. Завтра – банки. Послезавтра – трубопровод. “Нет кровавому российском газу!”. “Не пропустим через нашу рідну землю!”.
В итоге блокада таки победила власть. Точнее, заставила власть ее (блокаду) узаконить и возглавить. И с тех пор началась подготовка сговора пяти компаний с “Газпромом” о финансировании «Северного потока-2».
Последняя новость на этот счет такова: у проекта есть хорошие шансы обойти препятствия оппонентов. По мнению аналитиков Standard & Poor’s, изменение структуры акционерного капитала Nord Stream-2 позволит не зависеть предприятию от формального одобрения польского регулятора, поскольку «Газпром» не ведет деятельности в Польше. Дания, в свою очередь, может объявить мораторий на строительство только в случае изменения своего законодательства, поправки в которое должен внести ее парламент. А это маловероятно.
Кто там еще возражал? А, Украина возражала! На тебе, детка, проездной в Европу. Поезжай на экскурсию и ни в чем себе не отказывай. А серьезные люди займутся серьезным делом: строить газопровод подальше от тебя, дорогуша.
Фото Версии