Больше 1500 иностранных участников Ялтинского международного экономического форума (ЯМЭФ) стали фигурантами уголовного дела, возбужденного прокуратурой Украина. Самостийная юриспруденция еще не впадала в помешательство таких грандиозных масштабов. Как говорится, заліз кіт на сало та кричить «мені мало».
Официальный повод для обвинения — немцы, итальянцы, арабы, китайцы, израильтяне и другие участники Ялтинского форума из 40 стран якобы нарушили порядок въезда на территорию «аннексированного полуострова». То есть, летели в Крым из Москвы, а не топали пешком через засыпанные мусором украинские КПП на Чонгаре и Перекопе.
Кроме того, по утверждению киевской стороны, вина фигурантов уголовного дела состоит в том, что они помогают развитию туристической сферы Крыма, призывают к снятию санкций и признанию результатов общекрымского референдума-2014. «Участие в таком мероприятии официальных иностранных представителей может рассматриваться как признание ими смены статуса Автономной Республики Крым и города Севастополя и легитимности оккупации», — говорится в заявлении укро-прокуратуры.
— Если каждый из прибывших на ЯМЭФ иностранцев по старой русской традиции трижды плюнет на это поражающее своей фантастической глупостью решение, то принявший его орган просто утонет! — пошутил вице-премьер РК Дмитрий Полонский. — Собственно, наши иностранные гости именно это и делают, из года в год в геометрической прогрессии увеличивая у нас свое представительство.
Общая сумма инвестиционных соглашений, подписанных в рамках III Международного экономического форума в Ялте, превысила 100 миллиардов рублей. Об этом сообщил прессе сопредседатель общероссийской общественной организации «Деловая Россия», председатель правления Фонда «ЯМЭФ» Андрей Назаров. Международные инвестиции должны пойти на курортно-рекреационный сектор, инфраструктуру, строительство отелей и гостиниц, сельское хозяйство и виноделие.
Таврида очень хочет надеяться, что деньги реальны и никакие новые санкции не помешают зарубежным партнерам все же вложиться в крымский бизнес. Конечно, 100 миллиардов рублей — это серьезно, но один Крымский мост стоит в 2,5 раза больше. А еще напрягает местная бюрократия, способная задушить в объятиях любое хорошее дело.
«Я готов реализовать на территории ялтинского региона проекты по экологическому строительству и решению проблемы переработки отходов», — предложил австриец Эрвин Тома. «Думаю, после согласования с главой республики Сергеем Аксеновым мы сможем реализовать эти проекты, выгодные как инвестору, так и городу», — заковыристо ответил ялтинский мэр Андрей Ростенко. Между тем, порядок цифр в конкретных предложениях господина Тома весьма скромен. Тогда зачем же потребовалось согласование с самим председателем Совмина?
…Щурятся в щедром солнце апрельского Южнобережья немцы из портового Гамбурга и провинциальных районов Нижней Саксонии. Расклад политического представительства велик — от молодых «левых» до старичков Христианско-демократического союза. Известный в Германии блогер Кен Йебсен провел две прямые интернет-трансляции — с экономического форума и открытия памятника президенту США Франклину Рузвельту на одноименной улице Ялты. Потом радовался знакомству с космонавтом Титовым и рассказывал, что каждая трансляция набрала больше 150 тысяч просмотров: «Мы хотим мира и дружбы, ведь Россия — это часть Европы, без которой решить все существующие проблемы не будет возможным…».
Вообще-то, настоящее имя независимого журналиста Кена Йебсена — Мустафа Кашефи. Родители перевезли кудрявого малыша из Тегерана в ФРГ, в немецкой школе он получил профессию плотника. Очень здорово видеть таких гостей на фоне Аю-Дага, однако некий осадок остался от слов депутата регионального парламента городка Квакенбрюк Андреаса Маурера:
— В Германии мои оппоненты стараются дискредитировать наши поездки в Республику Крым, утверждая, что я получаю за это деньги. Конечно, это ложь. Я делаю это потому, что мне нравится Крым и, вернувшись домой, я выступаю на телевидении, даю интервью газетам, рассказываю правду о положении дел в республике, опровергая все то, что говорят западные медиа…
Куда как оптимистичнее оказалась пресс-конференция в Симферополе, вел которую депутат Госсовета РК, председатель Немецкой национально-культурной автономии Крыма Юрий Гемпель.
— Пока Крым был в составе Украины, в наше общественное объединение не поступало ни одного обращения со стороны немцев с просьбой оказать содействие в возвращении. На конец прошлого года у нас таких обращений 1,5 тысячи. 500 — от семей российских немцев из Германии, остальные — из Казахстана и Киргизии. Туда в советские времена были выселены крымские немцы. Я просто уверен, если создать хотя бы минимальные условия для их возвращения, таких семей окажется намного больше.
Депутат Гемпель очертил причины, подталкивающие «крымских немцев» покидать ФРГ: «Первое — проблема беженцев, второе — они тяготеют к русской культуре, третье — разрушение семейных и христианских ценностей».
Какие условия нужны, чтобы немецкий поток в Крым стал действительно массовым? «Они хотят, чтобы был предоставлен участок земли, чтобы они могли построить свои дома в немецком архитектурном стиле компактно, в то же время в границах какого-то населенного пункта. Например, село Кольчугино под Симферополем, старое название — Кроненталь, Королевская долина. Такие небольшие поселки, с исторической привязкой, где есть возможность жить компактно, но не в отрыве от крымчан. Строить дома они будут, естественно, за свой счет», — утверждает председатель национально-культурной автономии…
Осенью 2015-го Владимир Путин приехал в Крым вместе со своим старым другом Сильвио Берлускони. На ялтинской набережной они интересно пообщались с энергичной представительницей итальянской диаспоры. Женщина спросила, почему в указе о реабилитации не указаны этнические итальянцы, тоже депортированные отсюда в годы войны?
Уже на следующий день президент России внес изменения в свой указ. Специально включил в него итальянцев, которые вернулись на полуостров. «Этот день 12 сентября стал для нас праздником — Днем реабилитации итальянского народа», — говорит председатель региональной общественной организации «Сообщество итальянцев Крыма «Черкио» Джулия Джакетти.
По ее словам, восторжествовала историческая справедливость, в которую многие уже не верили. «Во-первых, мы чувствуем себя оправданными. Ведь это же было клеймо. Главная проблема, которая перекрывала нам фактически все пути. Теперь у нас есть будущее. Прошлое, конечно, все равно останется с нами, но, может быть, станет менее болезненным для нас. Во-вторых, больше будем думать о развитии».
Активисты «Черкио» отмечают, что многие итальянские семьи, высланные из Крыма в 1941 году, до сих пор остаются в местах депортации. Например, в Челябинске большая диаспора крымских итальянцев, есть семьи в Казахстане и Узбекистане. Надо возвращать людей домой.
— Сейчас мы сотрудничаем с комитетом «Данте Алигьери» в Риме. После присоединения Крыма к России к нам часто обращаются итальянские предприниматели, стало гораздо больше заинтересованных итальянцев, которые бы хотели инвестировать в Крым, — сообщила госпожа Джакетти.
На нынешнем Ялтинском экономическом форуме делегация Италии оказалась самой большой. Сергей Аксёнов специально поблагодарил гостей за помощь в прорыве информационной блокады:
— В нашем лице вы всегда найдете друзей и союзников, которые рады вам в любое время дня и ночи. Крымчане благодарны итальянским друзьям за их честную и принципиальную позицию.
— Хотели, чтобы наша делегация была еще больше, но некоторые не смогли приехать из-за опасений, — отвечал Стефано Вальдегамбери, депутат регионального совета области Венето. — Сложности на европейском уровне, имеют свои негативные последствия. Обычные люди поддерживают Крым и понимают, что Россия его спасла, а некоторые политики пытаются испортить отношения.
— Мы будем сражаться с двойными стандартами. Невозможно, чтобы Косово потребовало суверенитета, и было признано, а итоги референдума в Крыму, где участвовало более 80% населения и 90% высказались за присоединение к России — не признаются. Мы продолжаем отстаивать инициативу отмены санкций против России, которые вредят экономике Италии, — отметил на заседании Ялтинского международного экономического форума сенатор от партии «Лига Севера» Серджио Дивина.
Сенатор утверждает, что антироссийские санкции обходятся Италии приблизительно в 3,5−4 миллиарда евро в год. Итальянская Лигурия планирует заключить соглашение с Крымом о морском сообщении в обход санкций. Это новость от члена правительства Лигурии Эдоардо Рикси: «Я уже говорил с руководством Крыма, мы договорились подготовить соглашение между крымскими и лигурийскими портами. Хотим создать новые линии перевозок через Черное в Средиземное моря, чтобы обходить те линии, которые подверглись влиянию санкций Украины и Польши. Из-за них только в прошлом году предприятия нашей Лигурии потеряли 130 млн евро».
Еще одним заметным участником форума стал вице-мэр итальянского города Ровиго Эцио Конки.
— Глобальная задача сейчас — установить дружеские отношения между жителями наших городов. Ровиго находится в уникальной природной и экологической зоне, в дельте реки По. Уверен, крымчанам интересно приехать к нам, так же как и жителям Ровиго было бы интересно приехать в Ялту.
Эцио Конки верит, что санкции скоро падут. Говорит, «неадекватные меры» крайне мешают людям: «Вот я не смог напрямую из Италии прилететь в Крым, приходится лететь через Москву».
После Ялты большая группа итальянцев отправилась к землякам в Керчь. Гости не скрывают, что крайне заинтересованы «забить места» в городе-герое, где после открытия Крымского моста ожидается невиданный экономический бум. Керченский полуостров превращается в огромный логистический грузовой хаб. Сенсацией стало подготовка керченского завода «Залив» к строительству атомного ледокола нового поколения, предназначенного для освоения Арктики.
Но самое главное, в Керчи живут потомки стародавних жителей итальянского Бари, два века подряд сохраняющие в первозданном виде апулейский диалект, традиции и национальную кухню.
Керчь многим обязана итальянцам, приехавшим сюда в начале XIX столетия. Тут до сих пор помнят дипломата, коммерсанта и великого авантюриста Рафаэля Скасси, добившегося в Петербурге для заштатной Керчи статуса градоначальства. С легкой руки Скасси началось строительство морского порта и пошла мода на постоянные археологические экспедиции, давшие России уникальные коллекции античного золота. Керченский водозабор навсегда остался в истории под именем «Скассиев фонтан». Рафаэль Скасси разбил в городе первый фруктовый сад, считавшийся одним из лучших в Империи.
Еще живы воспоминания о богатейших садах предвоенного итальянского сельскохозяйственного кооператива «Сакко и Ванцетти». Здешние абрикосы и помидоры по праву считались лучшими в Крыму — их тоже завезли из Италии. Керченские итальянцы действительно были отличными садоводами и опытными мореплавателями. Люди образованные, владельцы корабельных компаний и отцы шумных многодетных семейств, они научили местных выращивать фрукты и овощи, передали навыки судовождения и коммерческого каботажа. Многие итальянцы выросли на судах своих отцов: каждое лето семьями работали в море, а с осени до весны учились в итальянских школах.
Генеральный план застройки Керчи разработал и реализовал главный городской архитектор — итальянец Александр Дигби. Здание гимназии Дигби и поныне украшает центр Керчи. В советское время итальянцам досталось по полной: их раскулачивали, признавали иностранными шпионами и, наконец, окончательно выслали из Крыма, как немцев, греков, болгар, татар и армян. Но единственных так и не признавали депортированным народом. Пришлось просить Путина.
— Надо отдать должное этому народу — они сумели сохранить свою «итальянскость», ни разу не побывав на исторической родине. Сохранили тот самый апулейский диалект, который давно пора бы серьёзно изучить классическим филологам. Знают отлично историю своего рода, бережно хранят старые фотографии с лицами своих прадедов, чтут традиции, — рассказывает известная керченская журналистка Тамара Кулыбышева. — По сей день называют первого ребёнка именем бабушек-дедушек по отцовской линии, второго нарекают именем бабушек-дедушек по материнской. Вот и глава городской итальянской общины Галина Сколярино носит свое славянское имя в память бабушки Грациеллы.
А их готовкой непременно объедаются заезжие итальянцы, впервые именно в Керчи пробующие настоящий вкус своей родины. На крымских берегах бережно хранят национальные рецепты тушеного мяса штуфат и другие блюда с неизвестными Гуглу названиями — раганате, укукре, фрикатедре, картыдате. Кстати, традиционно готовящиеся в семьях керченских итальянцев страшнаты и кавателли — шляпки из пресного теста в размер ногтя — в Италии можно отведать только в одном-единственном месте, в том самом городе Бари.
Фото ТАСС
Полную хронику событий новостей России за сегодня можно посмотреть (здесь).