Эстонские политики пытаются вернуть российский транзит. Созывают профильные комиссии, посылают делегацию на транспортную выставку в Москву, рассуждают об изменении тарифов. Поздно. О былых объемах грузов можно забыть. И даже пересмотр внешнеполитического курса прибалтийской республики не способен развернуть процесс вспять. Транзит в Эстонии отныне может рассчитывать разве что на роль вспомогательного канала большого Санкт-Петербургского транспортного узла, не более того.
Правительство Эстонии не на шутку встревожено. Российский транзит покидает республику. Правящие пытаются сохранить хоть какой-то объем грузопотоков. С подачи министра Кадри Симсон Министерство экономики и коммуникаций созывает заседание государственной Транзитной комиссии.
Знаковое событие. Созданная в 2003 году Комиссия существовала лишь на бумаге. Теперь же министр намерена собирать обновленную рабочую группу регулярно. Недвусмысленный сигнал: состояние транзитной отрасли критично, «пациент» умирает.
«За последние десять лет грузооборот в Эстонии сократился более чем в три раза. Это печальная статистика, которая непосредственно отражается на нашей экономике, и именно поэтому я считаю крайне положительным решение Кадри Симсон вновь начать работу в этом направлении», — похвалил министерскую активность депутат Рийгикогу Дмитрий Дмитриев (Центристская партия Эстонии). Поздно спохватились, гром транзитной катастрофы грянул не вчера.
После событий «бронзовой ночи» десятилетней давности объем грузопотоков из России непрерывно падал. Порою резко, порою не очень, но тенденция обозначилась более чем отчетливо. Перевозки грузов по железной дороге «просели» на 68%, инфраструктура держится на плаву лишь за счет постоянного вливания в нее миллионов евро бюджетных средств. Оборот портов сократился на 26%.
Эстонские транспортники с завистью смотрят на южных соседей. В отличие от официального Таллина Рига не замораживала диалог с россиянами по вопросам транзита.
Вопреки сумасбродству «сдерживателей» России в Сейме, ответственные латвийские чиновники пытались лоббировать интересы вверенного им сектора.
«У меня сложились хорошие отношения с министром транспорта России Максимом Соколовым. Я являюсь руководителем Латвийско-российской межправительственной комиссии со стороны Латвии, а он — со стороны России. Мы с ним хорошо понимаем друг друга», — хвастался министр сообщения Латвии Улдис Аугулис доверительными контактами с российским коллегой. «Благодаря российской компании “ТрансКонтейнер” мы так успешно осуществили первую перевозку из Китая», — напомнил министр.
Ситуация в латвийском транзите, конечно, далека от идеала. После ухода «Транснефти» отрасль ждут серьезные проблемы. Но у латышей есть преимущество перед эстонцами: засуетились раньше. И вот уже «Латвийская железная дорога» открывает представительство в Минске, надеясь «перетащить» от литовцев часть белорусского грузопотока. Официальная Рига наиболее активна и на китайском направлении.
Латвия берет на себя ведущую роль среди Прибалтийских республик по вопросам транспорта и логистики в рамках проекта «16+1» — региональной инициативы КНР по укреплению сотрудничества с одиннадцатью странами Европейского союза и пятью Балканскими республиками.
Позитивными сигналами со стороны китайцев может похвастаться и Литва. Промышленная корпорация Поднебесной China Merchants Group планирует учредить в прибалтийской республике два представительства, центр распределения изделий в Каунасе, внешний порт в Клайпеде и совместное предприятие с Lietuvos geležinkeliai («Литовскими железными дорогами» — прим. RuBaltic.Ru). Эстония же остается где-то в стороне от этих процессов.
Но наконец и в Таллине кто-то из наделенных властью начинает задумываться о будущем транзитной отрасли. Экономическая и Финансовая комиссии Рийгикогу решают «оживить мертвеца», формируют делегацию из политиков и бизнесменов на апрельскую выставку транспортно-логистических услуг «ТрансРоссия» в Москве.
Звучат предложения снизить тарифы, поменьше раздражать Кремль. Кадри Симсон созывает заседание государственной Транзитной комиссии.
«Потерять часть рынков очень легко, но то, что было потеряно за последние 10 лет, невозможно восстановить за год работы», — говорит Симсон на встрече рабочей группы.
Потерянное не получится восстановить и за два года, и за пять лет, госпожа министр. Экономически гнать грузы через Эстонию невыгодно, через ее прибалтийских соседей —дешевле. Заигрывания отдельных эстонских политиков с Москвой при неизменности общего антироссийского курса официального Таллина тоже не дадут результатов.
Точкой невозврата в отношениях двух стран остается «бронзовая ночь» 2007 года, демонтаж памятника советским воинам в Таллине, нерасследованное убийство гражданина России Дмитрия Ганина. Эстонским правящим так и не хватило политической зрелости, чтобы преодолеть дипломатические и торгово-экономические последствия тех событий.
Теперь ситуацию не способен изменить даже пересмотр эстонцами своего внешнеполитического курса. Видоизменилась сама система транзитных отношений.
Транзит в Эстонии может рассчитывать разве что на роль вспомогательного канала большого Санкт-Петербургского транспортного узла.
В Таллине это понимают. Понимают, что восстановить объем грузов до уровня 2006 года не получится. Более того, российский транзит продолжит и дальше покидать республику. Остается разве что собирать комиссии, посылать делегатов на транспортные выставки и другими способами имитировать бурную деятельность. За деградацию логистической отрасли скоро придется отвечать, а нынешняя малоосмысленная активность правящих позволит им с детской непосредственностью сказать избирателям: «Помните, мы ведь пытались что-то сделать».
Фото РИА Новости