В интернете появилось видео наземных испытаний китайского самолета-амфибии, который, как утверждает Пекин, является самым большим самолетом в мире. Самолет прокатился по ВПП аэродрома округа Чжухай, развернувшись на 180 градусов. Ему уже присвоено имя — AG600 Jiaolong, что переводится как «Водяной дракон». Более того — он уже готов к тому, чтобы совершить первый полет, который запланирован на середину этого месяца. Взлет с водной поверхности будет отрабатываться во второй половине 2017 года.
В создании гидросамолета, способного взлетать и садиться как на наземных аэродромах, так и на водной поверхности, приняли участие почти полторы сотни НИИ и 70 промышленных предприятий. Разработка началась в 2009 году. Главная задача «Водяного дракона» — тушение лесных пожаров, которые часто происходят в Китае и охватывают большие территории лесных массивов. AG600, приводнившись, способен набирать 12 тонн воды за 20 секунд.
Также ожидается, что самолет-амфибия будет принимать участие в спасательных операциях, использоваться для пассажирских и грузовых перевозок, для разведки месторождений полезных ископаемых и для мониторинга морской среды.
Намерены использовать прекрасные данные «Водяного дракона» и китайские военные. В частности, из него может получиться противолодочный самолет, выполняющий длительное патрулирование в ближней морской зоне.
Самолет еще не взлетел, но производитель — компания China Aviation Industry General Aircraft — уже имеет в портфеле заказ на 17 амфибий.
Размах крыла «Водяного дракона» китайцы называют рекордным — 38,8 метра. Длина самолета — 36,9 метра, высота — 12,1 метра. Максимальный взлетный вес — 53,5 тонны. Оснащен четырьмя турбовинтовыми двигателями мощностью 5100 л.с. Максимальная скорость — 570км/ч, дальность — 5500 км, потолок — 10500 м. В транспортной модификации рассчитан на 50 пассажиров.
Однако «Водяной дракон» никак не может претендовать на звание самого крупного в мире гидросамолета. Подлинного гиганта построил в 1947 году эксцентричный американский миллионер и авиатор-любитель Говард Хьюз. Это Hughes H-4 Hercules, которого прозвали «Щеголем» или же «Еловым гусем». Самолет совершил единственный полет в ноябре 1947 года, пролетев 2 километра на высоте 21 метр над гаванью Лос-Анджелеса. После чего Хьюз потерял к нему всякий интерес, увлекшись другой идеей. Однако до самого конца своих дней, до 1976 года, Хьюз ежегодно тратил по миллиону долларов на поддержание работоспособного состояния «Елового гуся», фюзеляж которого был сделан из березовой фанеры, поскольку во время Второй мировой войны алюминий был остродефицитным материалом.
Тем не менее, этот самолет, который являет собой один из примеров нелепостей мировой авиации, совершил свой полет, и его вполне можно считать работоспособным.
Так вот, у Hughes H-4 Hercules размах крыла почти в 3 раза больше, чем у AG600, — 98 метров. Длина фюзеляжа, способного вмещать 750 морских пехотинцев, — 66,5 метра. Максимальная взлетная масса — 180 тонн, масса полезной нагрузки — 59 тонн. Оснащен 8 турбовинтовыми двигателями, каждый из которых имеет мощность, равную 3000 л.с. Что же касается скорости и дальности полета, то они чисто теоретически такие же, как и у «Водяного дракона». Эксперты считают, что сейчас на доводку американской амфибии до уровня пригодной для эксплуатации машины уйдет 5−7 лет.
Необходимо сказать, что габариты — это, конечно, важный параметр гидросамолета, косвенно свидетельствующий и о грузоподъемности, и о дальности полетов. Вот, например, японский самолет-амфибия ShinMaywa US-2, принятый на вооружение Сил самообороны в качестве патрульной машины, имеет примерно те же самые: 33,2 м — длина, 33,3 м — размах крыла. Однако при той же самой максимальной скорости он имеет меньшую полезную нагрузку и на 800 км меньшую дальность. Кроме того, существуют такие важнейшие качества как маневренность и возможность работать в условиях сильного волнения моря. Эти характеристики пока еще неведомы даже китайским разработчикам «Водяного дракона».
Летающие лодки, использующие для взлетов и посадок только водную поверхность, появились в самом начале прошлого века. Вскоре начали проектироваться и самолеты-амфибии. Наиболее бурное развитие данного вида авиации происходило в 30-е-40- годы, когда открывались постоянные пассажирские и грузовые рейсы на большие расстояния.
Однако и потом гидросамолеты не утратили своей актуальности. Советский Союз в этой области занимал самое достойное место. Главным создателем советских гидросамолетов стало таганрогское КБ Бериева, основанное в 1934 году. Сейчас оно называется Таганрогский авиационный научно-технический комплекс (ТАНТК) имени Г. М. Бериева.
На предприятии накоплен громадный опыт. Его изделия нередко возглавляли мировой рейтинг в разделе морской авиации. Так, Бе-10, созданный во второй половине 50-х годов, до сих пор удерживает рекорд скорости для гидросамолетов, который равен 912 км/ч.
И вдруг Китай вырывается вперед. Китай, по поводу технологических достижений которого еще недавно, лет 40 назад, у нас ходило множество анекдотов. Но, как было сказано выше, габариты самолета — важная, но не важнейшая характеристика. С 2003 года эксплуатируется разработанный в ТАНТК им. Бериева многоцелевой гидросамолет Бе-200, оснащенный двумя турбореактивными двигателями. Главные его эксплуатанты — МЧС России и Азербайджана. Но может использоваться в ВМФ в качестве патрульного самолета.
Длина и размах крыла Бе-200 соответственно равны 32 м и 33 м. Максимальная взлетная масса меньше на 11 тонн, чем у китайской машины. Но при этом самолет, обладая более высокой энерговооруженностью, способен нести такую же полезную нагрузку. При этом забор воды осуществляется в режиме глиссирования — относительно «китайца» нет таких сведений. Максимальная скорость выше — 700 км/ч. Правда, дальность меньше — 3100 км. Способен брать на борт до 65 пассажиров.
Интересно, что Китай намеревается купить 4 бериевских самолета. Заказ был оформлен полгода назад. Это красноречиво свидетельствует о том, что «Водяной дракон» будет запущен в серийное производство не скоро.
Среди разработок бериевцев существует одна, которая реально превосходит по габаритам «Водяного дракона», уступая лишь «Еловому гусю». Это А-40 «Альбатрос», имеющий размах крыла в 42,5 м и длину, равную 45,7 м. При этом самолетом с непростой судьбой были установлены 148 мировых рекордов.
Первый полет «Альбатрос» совершил в 1986 году. Морские испытания двух опытных образцов начались спустя год. Полностью готов к серийному производству самолет был в 1989 году. Но тут началось «тотальное разоружение», и военные отказались от уникальной машины, не уступающей по летным качествам реактивным самолетам наземного базирования. Было заявлено, что ВМФ вполне обойдется противолодочными Ту-142 и Ил-38, которые хоть и немолоды, но вполне успешно справляются с возложенными на них боевыми задачами.
Началось безжалостное побитие мировых рекордов и демонстрация гидросамолета на международных авиасалонах. В конце концов, в 2012 году было объявлено о том, что проект закрыт.
Однако в марте прошлого года начальник Морской авиации Черноморского флота полковник Геннадий Загонов официально заявил, что к 2020 году находящиеся на вооружении флота противолодочные самолёты-амфибии Бе-12 будут заменены на амфибии А-40.
Так что именно «Альбатрос» является не только самым крупным самолетом-амфибией в мире (после нелепого «Елового гуся»), но и самым лучшим по всем летным и эксплуатационным характеристикам.
ЛТХ А-40 «Альбатрос» и AG600 «Водяной дракон»
Экипаж: до 8 человек — 3 человека
Длина: 45,7 м — 36,9 м
Высота: 11,07 м — 12,1 м
Размах крыла: 42,50 м — 38,8 м
Площадь крыла: 200 кв.м. — н/д
Масса пустого: 44000 кг — н/д
Максимальная взлетная масса: 90000 кг — 53500 кг
Масса полезной нагрузки: 10000 кг — ориентировочно 12000 кг
Масса топлива: 35000 кг — н/д
Максимальная скорость: 800 км/ч — 570 км/ч
Крейсерская скорость: 720 км/ч — н/д
Практическая дальность: 5500 км — 5500 км
Продолжительность патрулирования: 12 ч — н/д
Практический потолок: 13000 м — 10500 м
Фото YouTube