Недавно я путешествовал по республикам Северного Кавказа и был ошарашен. Я проехал на машине через Ставропольский край, Северную и Южную Осетии, Кабардино-Балкарию: за несколько лет с кавказских дорог практически исчезли “джигиты-самоубийцы”, уходящие от лобового удара в последнюю секунду. Есть и другие изменения, позитивные и не очень.
Я много фотографирую за рулём и замечаю мелкие детали, которые проезжающие мимо не замечают. Об этом и будет мой сегодняшний репортаж.
Я возвращаюсь к путешествию по Кавказу, и всю следующую неделю буду рассказывать о нём. Одна из главных проблем самостоятельного туриста на Кавказе — отсутствие автопрокатов. Поэтому, мне пришлось прилететь в Минеральные Воды, где местный дилер КЛЮЧАВТО выдал мне новенький Nissan X-Trail на тест.
1 В Ставрополье я был лишь один раз и проездом: в 2012 году мы с товарищами ехали из Москвы в Тбилиси на машине. Я был пассажиром, и дороги я почти не запомнил.
2 Сейчас же трасса меня удивила. Хороший, добротный хайвей, две полосы в каждую сторону.
3 Отбойник посередине, освещение, всё как в лучших домах!
4 Есть даже полосы разгона!
5 Ехать по таким дорогам одно удовольствие! Будь такие трассы повсюду в России, мы бы жили в другой стране!
6 Но увы, пока такие даже не везде в пределах одного региона. Магистрали сменяются унылыми однополосками.
7 И начинается обычная Россия. С хаотичной придорожной торговлей, отсутствием парковки и культуры.
8 Лет десять назад тут был небольшой базарчик. Теперь бизнесмены пришли к успеху и расширились. Вместо того, чтобы построить приличный молл с отдельным съездом с трассы, они попросту построили здания на обочине: там же, где стояли их ларьки.
9 Ставропольские гаишники никогда не слышали о том, что уже лет пять им запрещено прятаться в кустах и самим нарушать правила дорожного движения. Говорят, что на Кавказе голодные и злые полицейские, но я был для них невидимкой во всех регионах: всё-таки машина с местными номерами — отличный лайфхак для транскавказского путешествия.
10 Мужичок из другого века.
11 Через десять лет и здесь будет огромный торговый центр, башни из стекла и бетона, где по-прежнему, прямо у дороги, будут торговать гусями да яблоками.
12 Половина заправок пытаются оформить под известные бренды без спроса. Не так нагло, как в Дагестане, но тоже стремятся, чтобы их перепутали с Лукойлом или Роснефтью.
13 Обочины кричат. Когда водитель едет по Ставропольскому краю, его внимание постоянно привлекают огромные буквы, сообщающие часто абсолютно ненужную информацию. Вывески нарочито гигантские и разноцветные.
14
15 Увидел старенький Икарус, всплакнул. И вспомнил, как один мой товарищ в Петербурге купил себе такой автобус, как взрослую игрушку, и катал нас по ночному Питеру.
16 Проезжая через село Старый Черек, увидел рекламный щит с портретом “олимпийца” Аниуара Гедуева, завоевавшего для России серебро на Играх в Рио. Так его встречали в селе.
17 А вот кафе вайнахской кухни. Вспомнил свои поездки в Чечню несколько лет назад, и чем там кормили. Жижиг-галнаш, мучные клёцки, которые подают с курицей…да это же один-в-один бедуинская еда из пустыни над Мёртвым морем! Постоянные читатели блога вспомнят, о чём речь — не могу же я в трёх абзацах подряд ссылки на видео вставлять!
18 Не сразу понял, о какой оплате идёт речь.
19 Но через несколько километров заметил огромный хвост из грузовиков, стоявших на обочине.
20 Несколько сотен человек и десятки машин участвовали в акции протеста против “Платона”. Странно, но в новостях об этом не говорят, как будто ничего нет. А протесты продолжаются уже давно. Как там сейчас? Это Северная Осетия, недалеко от Беслана.
21 Каким бы ни было качество асфальта, кавказские дороги вне зависимости от региона роднит одно — портреты Владимира Путина вдоль обочин.
22 У них разный дизайн, но примерно одинаковый сигнал водителям.
23 На выезде из Беслана висит социальная реклама против терроризма.
24 В местах серьёзных аварий, где погибли люди, устанавливают такие объявления.
25 На Кавказ стоит приезжать всё-таки не за хайвеями, а за обалденными видами. Для этого придётся съехать с главных дорог. Чем глуше — тем красивее.
27 Кавказцы любят монументализм.
28 Самая красивая дорога поездки, из Северной Осетии в Южную.
29 Тестовая машина снова выручила. Несмотря на “непростую” границу, где совсем не ездят туристы, машина с почти местными номерами и вся в наклейках помогла преодолеть её быстро и почти без проблем.
30 В ущелье стоят артиллерийские орудия. Думал, остались от последней войны, но нет — это “пушки” Росгидромета, чтобы уничтожать лавины.
31 После Рокского тоннеля я оказался на территории непризнанной Южной Осетии, или как теперь они называются — государства Алания.
32 Здесь дороги похуже, с заправками совсем беда.
33 Полного бака, залитого ещё в России, мне хватило на три дня поездок по горам Осетии. Сделав круг, вернулся на ту же заправку почти на нуле: пробег на том участке получился около 650 километров. Совсем неплохо для 2,5 литрового бензинового двигателя.
34 Хотя в Южной Осетии более дешёвые машины, чем в России (много привезённых полулегальным путём из Грузии), в сёлах можно встретить самодельные тачки.
35
36 В следующем репортаже с Кавказа расскажу о горном кладбище с мумиями в лодках. А если понравился этот пост — напишите комментарий, не молчите!