Создаваемый в России многофункциональный авиационный комплекс дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-100 будет способен обнаруживать новые классы целей, включая оперативно-тактическую авиацию нового поколения, — сообщил на селекторном совещании в военном ведомстве министр обороны РФ генерал армии Сергей Шойгу.
Разработка комплекса, по словам министра, обусловлена появлением менее уязвимых для средств ПВО целей. И это действительно так, поскольку технические идеи были заложены в наши нынешних самолеты дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОиУ) более 40 лет назад, и они уже не вполне отвечают вызовам современности. Аналогичная американская авиационная техника за период «отечественного безвременья» ушла вперед как в качественном, так и в количественном отношении. А посему к симметричному ответу, который явно запаздывает, необходимо присовокупить и какой-то асимметричный. Потому что обещанного самолета ДРЛОиУ А-100, создаваемого на базе современной модификации транспортника ОКБ Ильюшина — Ил-76МД-90А — в ВКС заждались. И в скором времени, вероятно, не получат.
История вопроса такова. В 1973 году началась разработка самолета дальнего обнаружения А-50. В 1989 году он начал заменять самолеты данного типа второго поколения Ту-126, эксплуатировавшиеся с 1965 года.
А-50 был создан на базе Ил-76МД. В его разработке принимали участие ТАНТК им. Бериева (компоновка электронной аппаратуры, доработка фюзеляжа, обеспечение летных характеристик) и НПО «Вега», в то время называвшееся Московским научно-исследовательским институтом приборостроения. На «Веге» был создан радиотехнический комплекс «Шмель», который обеспечивал радиолокационный поиск целей, их сопровождение и наведение на них наземного авиации ПВО и ударной фронтовой авиации. «Шмель» способен работать не только с воздушными целями, но и с надводными кораблями и наземной военной техникой. Антенна с пассивной фазированной антенной решеткой расположена в хвосте над фюзеляжем в так называемом «грибе» — дискообразном обтекателе, изготовленном из прозрачного для радиоволн материала. РЛС работает в сантиметровом диапазоне.
На момент создания А-50 этот самолет не уступал по возможностям самолетам AWACS (Airborne early Warning and Control System — Авиационная система раннего предупреждения и управления), эксплуатировавшимся в 70-е-80-е годы. Бортовой комплекс, весивший более 20 тонн и оснащенный мощной для своего времени бортовой ЭВМ, был способен обнаруживать малозаметные воздушные цели с ЭПР=1 кв.м. на фоне земли на расстоянии в 200 км. Высотные истребители четвертого поколения, а также бомбардировщики засекались на расстоянии в 600 км. Главная задача А-50 — наведение на цели истребителей-перехватчиков, одновременно ДРЛОиУ способен выдавать целеуказания 30-и перехватчикам.
Штатный режим патрулирования — полет до точки начала дежурства и возвращение на базу занимает 2 часа. Продолжительность патрулирования без дозаправки — 7 часов.
А-50 принимал участие в боевых действиях в Чечне и в Грузии.
Всего было выпущено около 40 самолетов. Осталось 20 самолетов. В полностью работоспособном состоянии находятся, по различным данным, от 9 до 15 машин.
К середине нулевых годов стало понятно, что радиоэлектронный комплекс А-50 перестает отвечать требованиям современности. К тому времени уже вовсю летал самолет-невидимка F-22 Raptor, начинался бум беспилотников — не только разведывательных, но и ударных. В результате были предприняты меры, которые можно назвать половинчатыми и промежуточными.
На базе того же самого носителя, Ил-95МД, была произведена достаточно глубокая модернизация радиотехнического комплекса. В результате «Вега», которая к тому времени уже стала концерном, разработала бортовой комплекс «Шмель-2». В 20011 году на вооружение был принят первый А-50У. К настоящему моменту таганрогское предприятие передало ВВС РФ 4 модернизированных самолета. Итого вместе с базовым А-50 в строю находятся 24 самолета ДРЛОиУ. В США 74 самолета AWACS.
Определенный шаг вперед был сделан. Благотворно на качестве самолета сказалось построение аппаратуры на более компактной элементной базе, благодаря чему снизился вес радиотехнического комплекса. В связи с этим снизился расход топлива, и самолет получил возможность находиться в воздухе на 15% больше, чем А-50. Но не это главное. Расширились функциональные возможности комплекса и улучшились его характеристики. Результаты модернизации аппаратуры оказались следующими.
ТТХ комплексов «Шмель» и «Шмель-2»
Дальность обнаружения, км:
— стартующих ракет (по факелу): 800 — 1000
— истребителей: 300 — 400
— бомбардировщиков: 600 — н/д
— морских целей: до горизонта — до горизонта
— колонн танков: 250 — н/д
Количество одновременно сопровождаемых целей: 200 — 300
Количество наводимых на цель перехватчиков: 30 — 50
При этом существенно повысилась способность обнаружения малоконтрастных целей на фоне земли, а также возможность засекать малоразмерные цели, построенные с использованием стелс-технологий.
У нового самолета возросла дальность радиосвязи. По каналу КВ-диапазона она составляет 2000 км, в УКВ-диапазоне — 400 км. При большем удалении используются каналы спутниковой связи.
Комплекс «Шмель-2» по тактико-техническим характеристикам практически сравнялся с американским AN/APY-2, который начал устанавливаться на самолеты AWACS в 70-е-90-е годы. Разумеется, сейчас он существует уже в модернизированном виде. Так что и раньше у нас существенного отставания по техническим параметрам не было. Но вот количественная дистанция к настоящему моменту огромная. Есть у американцев еще самолеты дальнего обнаружения и управления, относящиеся к ВМС и базирующиеся на авианосцах — Grumman E-2C Hawkeye. Их 55. На нашем флоте только начали говорить о необходимости строительства авианосцев и оснащении их палубными самолетами ДРЛОиУ.
Необходимо отметить, что Пентагон оснащает наиболее передовыми и технологически продвинутыми комплексами и системами в первую очередь американский флот. И авиация AWACS в этом отношении исключением не является. Совсем недавно компания «Локхид Мартин» разработала новейший бортовой локатор AN/APY-9 с активной фазированной антенной решеткой с электронным сканированием. Его характеристики не разглашаются. Но понятно, что он существенно превышает возможности AN/APY-2. Радар устанавливается на новую модификацию палубного самолета — Grumman E-2D Advanced Hawkeye, который находится в стадии испытаний.
Так вот, новый российский самолет А-100 будет иметь РЛС такого же типа. С такими же возможностями. Можно предположить, что и с большими. Именно на этом настаивают источники и в Минобороны, и в ВПК. Почему бы и нет, поскольку российская военная радиотехника занимает ведущие позиции в мире. О чем, например, свидетельствуют новейшие комплексы РЭБ, которые приводят натовских стратегов в большое уныние. А также разведаппаратура нового типа, которой оснащаются самолеты-разведчики. Крайне полезной является функция наведения на цели ракет ЗРК и ЗРС средней и большой дальности, впервые появившаяся в новом самолете ДРЛОиУ.
Однако станция AN/APY-9 уже вовсю летает. И вскоре будет принята на вооружение. Существуют сведения о том, что E-2D Advanced Hawkeye уже справился с испытаниями радара и сейчас отрабатывает приемы дозаправки в воздухе.
Чего нельзя сказать о радиотехническом комплексе А-100. 21 апреля этого года он впервые взлетел и прошел кратковременные испытания в воздухе. Но взлетел не на своем «родном» самолете Ил-76МД-90А, к которому приписан, а на борту летающей лаборатории. Для которой использовали переоборудованный самолет А-50, то есть Ил-76МД.
В качестве причин, из-за которых затянулась разработка А-100, различные участники проекта называют свои версии. Якобы долго ждали новый двигатель ПС-90А-76 для установки на самолет. В Таганрог все никак не могли передать Ил-76МД-90А для начала монтажа радиотехнического комплекса. Или же Всероссийский НИИ радиоаппаратуры сорвал сроки поставки станции адресного радиовизирования и передачи команд управления…
Но, как бы то ни было, похоже, радиотехнический комплекс уже готов и начинает испытываться в полете. Теперь ему предстоит «пересадка» на Ил-76МД-90А. После чего начнутся летные испытания, которые должны завершиться принятием самолета на вооружение. Этот срок был назначен на 2016 год. Остается надеяться, что долгожданное событие свершится в этом десятилетии.
Также необходимо сказать, что самолеты дальнего обнаружения — это не вполне оборонительное вооружение, а скорее наступательное. У США так много АВАКСов потому, что они постоянно вторгаются на чужие территории, где не развернуты радиолокационные сети. С задачами ПВО своей территории нормальным образом справляются радары зенитно-ракетных комплексов, например, С-300 и С-400, а также наземные РЛС — как стационарные, так и мобильные. Тут можно назвать РЛС дальнего обнаружения «Воронеж», имеющую как дециметровую, так и сантиметровую модификации, а также наземные РЛС обнаружения и целеуказания, напрямую связанные с частями ВВС и ПВО. Хотя, конечно, самолет ДРЛОиУ низколетящие цели видит на большем удалении.
Но тут у военных есть «асимметричный ответ». Так, Долгопрудненское КБ автоматики, входящее в выше упоминавшийся концерн «Вега», разрабатывает в интересах Министерства обороны привязной аэростат. Фактически он представляет собой антенну, поднимаемую на высоту 4 километра. Так что с расширением горизонта и с дальностью обзора тут все в порядке.
Фото ТАСС