Как же так получилось, что сотни тысяч людей, которые выходили на антипутинские митинги в 2012 году, стали его союзниками и избирателями? Этим вопросом озадачился Фонд развития гражданского общества (ФоРГО), и провел анализ феномена «путинского большинства». Презентация доклада на эту тему пройдет в четверг, а нам стали заранее известны некоторые детали.
Результаты исследования позволяют сделать следующие выводы.
Консолидации «путинского большинства» содействовали, как ни странно, экономические и политические трудности страны. Общество решило сплотиться вокруг президента в «минуты роковые».
Мотивация этого единения, в основном, такая: Путин не идет на поводу у «наших друзей», а самостоятельно определяет пути развития страны. При этом гарантирует хотя бы минимальную социальную справедливость: пенсии платят всем, кто заслужил, и никто их не сокращает вопреки экономическим вызовам.
Недостатки у такой поддержки ВВП тоже есть: «путинское большинство» не простит ему, если на выборы 2018 года от Кремля пойдет кто-то другой, а значит — выкручивает ему руки и не оставляет права на выбор в пользу заслуженного отдыха. Более 20% заявляют, что вообще не будут участвовать в выборах, если там не окажется Путина.
Кто же они такие — «путинские большевики»? Вот собирательный портрет.
По данным социологов, среди респондентов в возрасте 18-23 года (те, кто впервые примут участие в выборах президента) готовы отдать голоса за Путина 65%. Это — самый высокий показатель уровня «молочной» электоральной поддержки в еще короткой истории нашей молодой демократии.
В более взрослых категориях за ВВП голосуют и 75%, и даже 90%. В сумме выходит, что Путин выигрывает выборы с результатом около 80% от пришедших голосовать.
«Путинское большинство» теперь относительно равномерно распределено по всем типам населённых пунктов РФ. Если пятилетку назад Москва, Санкт-Петербург и другие города с населением свыше 1 млн. человек были скорее антипунскими, то теперь Путин и их взял. Но все же наибольший уровень электоральной поддержки у президента по традиции в сельской местности.
Политолог Игорь Бунин, комментируя колебания в тандеме для «МК» лет 7 назад, сказал, что у нас есть две партии: партия телезрителей (вождь Путин), и партия Интернета (Медведев). Сейчас расклад изменился.
В пользу федеральных каналов телевидения как источника информации о событиях в стране и мире высказалось 77% респондентов, готовых проголосовать за действующего президента РФ. И — за него же будут голосовать уже 74% опрошенных пользователей сети «Одноклассники». То есть в «матче телевизор — сеть» почти ничья.
В сети Facebook сторонников Путина, понятное дело, меньше — 28%. Оппозиционная все-таки сеточка, но что характерно — и ярко выраженных противников (среди рядовых пользователей, не считая звезд типа Навального) тоже нет: только в размере арифметической погрешности — меньше 4%.
Согласно исследованию, проведенному Фондом развития гражданского общества в апреле 2017 г. концепция противостояния «партии интернета» и «партии телевизора» более неактуальна.
Популярные 5-6 лет назад прогнозы о том, что телевизионная аудитория вскоре перетечет в Интернет и станет потреблять принципиально иную информацию, которая в свою очередь повлияет на изменение политических предпочтений, оказались, в целом, ошибочными.
Кто будет президентом, если Путин, например, заболеет? Это — самая больная тема тема, простите уж за тавтологию. За прошедшие 2 года ни одна из политических сил не смогла подступиться к «путинскому большинству» хотя бы отдаленно. А наиболее популярными у представителей этого сегмента россиян стали Сергей Шойгу и Сергей Лавров.
Фото MK
Полную хронику событий новостей России за сегодня можно посмотреть (здесь).