Во время государственного визита в Соединённые Штаты в 2015 году Си Цзиньпин публично опроверг сравнение широкомасштабной кампании по борьбе с коррупцией в Китае с американским телесериалом «Карточный домик».
В Китае, сказал Си, нет никакой борьбы за власть, никаких закулисных политических интриг. Тем не менее, когда в марте начался показ телесериала «Именем народа» о коррупционерах, средства массовой информации сразу же сравнили его с сериалом Netflix. Сериал каждую неделю привлекал миллиарды зрителей.
Ужасаясь и аплодируя
55-эпизодный телесериал — это попытка китайских властей задействовать поп-культуру, чтобы продемонстрировать свою решимость и достижения в борьбе с коррупцией, начатой Си, когда он пришёл к власти в 2012 году.
Сериал сразу стал хитом, как локально, так и глобально. Его рейтинг недавно достиг 7%, побив десятилетний рекорд на внутреннем телевизионном рынке Китая.
На одной из лицензированных онлайн платформ iQiyi было почти 59 миллиардов просмотров.
Зрители потрясены и аплодируют сценам, которые редко встречаются в Китае. Например, коррумпированный партийный чиновник стоит на коленях в слезах и просит о помиловании. Главный герой сериала, компетентный молодой прокурор, нашёл горы банкнот в его тайной вилле. А также коррумпированный местный судья, пойманный в постели с иностранкой-проституткой, за которую заплатила китайская бизнесменка в качестве взятки.
Политический продукт
https://youtu.be/adSPx3_msE0
Сфера культуры, в том числе кинопроизводство, в Китае контролируется и подвергается строгой цензуре. Вещательный сторожевой орган партии, Государственное управление печати, публикаций, радио и телевидения (SAPPRFT) диктует, что китайская аудитория должна смотреть.
Фильм «Во имя народа» вышел на экраны, потому что это больше связано с политической миссией, чем с рыночным культурным продуктом. Сериал заказан и профинансирован Верховной народной прокуратурой Китая. Его стоимость составила 120 млн юаней ($17,4 млн), что в два раза выше среднего показателя по другим ТВ-шоу местного производства.
Представитель Верховной народной прокуратуры сообщил китайским СМИ, что они получили инструкции от SAPPRFT, чтобы продвигать «позитивную энергию», демонстрируя только антикоррупционную кампанию в Китае, а не масштаб коррупции в стране.
Антикоррупционные драмы
Но, по мнению некоторых критиков в социальных сетях, ведущие актёры сериала оказались слишком нетерпеливыми, чтобы передать «позитивную энергию»: они переиграли, по сути разрушая картину в художественном плане.
Но это не остановило возбуждённых зрителей от просмотра сериала. Антикоррупционная тематика является редкостью в Китае в последние годы. В 2004 году власти запретили подобные произведения из-за «низкого качества».
В отсутствие политических фильмов в Китае преобладали телешоу о семейной этике, о героической борьбе китайских солдат против японцев во Второй мировой войне, об императорах и их наложницах в императорском дворце династии Цин.
Но по мере того, как меняется политический ландшафт Китая, изменяются и развлекательные телепрограммы.
Телевидение было и остаётся мощным средством в большинстве стран для массовых политических манипуляций с 1950-х годов.
В Китае телевидение — это сила, способная повлиять на общественное мнение, чтобы склонить его в пользу антикоррупционной политики Си.
С 2016 года заплаканные партийные коррупционеры, признанные виновными в преступлениях, появляются в новостных передачах и в документальных фильмах, выпущенных правительственным агентством по надзору за коррупцией.
Теперь правительство выбрало жанр телевизионной драмы, нацеленный на массовую аудиторию.
Постер к фильму «Карточный домик». Фото: Zennie Abraham/Flickr, CC BY-SA
Это, как предполагают, сформирует общественное мнение о кампании по борьбе с коррупцией, проводимой администрацией Си, и о её достижениях.
Обязательный просмотр
Сейчас в Китае стал обязательным просмотр сериала «Во имя народа». В некоторых городах партийные кадры обязаны смотреть и писать обзоры объёмом не менее 1 500 слов.
Возможно, многие из них смотрят в надежде узнать, как выжить в политической борьбе. И вся страна, похоже, следит за сериалом национальной значимости, как онлайн, так и офлайн.
Но публичное обсуждение фильма, похоже, направлено в сторону, предпочтительную для правительства — позитивную. На Zhihu, китайском веб-сайте обмена мнениями, который насчитывает более 20 миллионов пользователей, из 169 ответов на тему «как комментировать сериал» было удалено 145. По словам редакции веб-сайта, большинство из них были удалены за то, что они «политически чувствительны».
Трансляция телесериала о коррупционерах — это беспрецедентное шоу в Китае, потому что оно затрагивает тонкий вопрос официальной коррупции. Но то, что и как показано в фильме, продиктовано не интересом зрителя или рынком.
Автор: Юань Цзэн, кандидат наук в области журналистики, Городской университет Гонконга