Исход Великой Отечественной войны в немалой степени решили советские конструкторы. Разработанное ими оружие отличалось простотой, неприхотливостью и надёжностью. В 1941 году за 22 дня были созданы противотанковые ружья системы Дегтярёва и Симонова. В течение двух лет они оставались самым эффективным средством против нацисткой бронетехники. RT рассказывает об истории создания этих ружей и об их вкладе в Победу.
Танки решают всё
Кардинальное отличие Второй мировой войны от Первой заключалось в многократном повышении роли бронетехники. Успех на поле боя главным образом обеспечивали мощные подвижные соединения.
К 1941 году для нужд РККА было выпущено несколько тысяч танков, включая сотни Т-34. Однако советские войска не обладали достаточным опытом применения танков. Кроме того, страна не успела создать полноценную индустрию технического обслуживания танковых соединений. Как следствие, уровень подготовки советских танкистов был хуже, чем у немецких.
Летом 1941 года нацисты добились перевеса над РККА по количеству танков и другой бронетехники. На отдельных участках фронта единственное, что останавливало продвижение танковых войск вермахта, была нехватка горюче-смазочных материалов.
По объективным причинам в течение нескольких месяцев Советский Союз не мог наладить производство новых танков и ремонт пострадавшей бронетехники. Поэтому в начале июля 1941 года Сталин поставил задачу создать простое и эффективное оружие по уничтожению бронетанковой техники нацистов.
На момент начала войны проходило повторные испытания противотанковое ружьё (ПТР) Николая Рукавишникова под крупнокалиберный патрон 14,5 мм.
- противотанковое ружьё (ПТР) Николая Рукавишникова
- © Wikimedia
Специалисты Народного комиссариата обороны СССР признали, что ружьё превосходит зарубежные аналоги. Однако эксперты констатировали, что сложность конструкции ПТР Рукавишникова не позволяет наладить его быстрое и массовое производство в условиях войны.
Стране срочно требовались более простые орудия под патрон 14,5 мм. За 22 дня с этой задачей справились два гениальных советских конструктора Василий Дегтярёв и Сергей Симонов. В августе 1941 года они представили опытные образцы, которые вскоре были приняты на вооружение и запущены в серийное производство.
Оба ружья отличала чрезвычайная простота в эксплуатации. Бойцы осваивали оружие в течение нескольких часов. Противотанковое ружьё Дегтярёва отличалось ещё и конструктивной простотой — его изготавливали на обычных токарных станках.
Остановить наступление
Однозарядное ПТРД пробивало броню на расстояниях до 500 метров. Советские солдаты использовали ружьё для поражения танков, бронемашин, дзотов и даже низколетящих самолётов.
Вопреки расхожему мнению в 1941-1942 годах у нацистов не было тяжёлобронированных танков. Знаменитые немецкие «Тигр» и «Пантера», против которых были бесполезны советские противотанковые ружья, появились на Восточном фронте только в 1943 году.
Свою эффективность ПТРД доказало в битве под Москвой, где стрелковые части РККА сошлись в неравной схватке с передовыми бронетанковыми частями вермахта. Известно, что ружья Дегтярёва использовала легендарная 8-я гвардейская стрелковая дивизия Ивана Панфилова, совершившая бессмертный подвиг в октябре-ноябре 1941 года на волоколамском направлении.
Огромную роль ПТРД сыграло в сдерживании нацистского наступления в 1942 году, когда пехотинцы РККА получили 184 тыс. ружей — в 11 раз больше, чем в 1941-м. Советской армии удалось стабилизировать фронт, нанеся большие потери ударным группировкам противника.
В 1943 году Красная армия достигла превосходства практически по всем показателям, в том числе по бронетанковой технике, и перешла в крупномасштабное наступление.
- ПТРС-41
- © Wikimedia
К 1944 году потребность в массовом использовании ПТРД пропала и в декабре его производство было прекращено.
В рапортах и мемуарах нацистские военачальники отмечали, что ПТРД доставили их войскам множество неприятностей. Красноармейцы целились в ходовую часть, боекомплект, борта и корма. Одним выстрелом остановить танк не удавалось, однако попадание было практически 100-процентным.
Иногда в российских СМИ можно встретить сравнение ПТРД со снайперской винтовкой. В реальности стрельба по танкам велась с расстояния 100-200 метров, прицел состоял из обычного кронштейна, целика с прорезью и пружин. Расчёт ружья: стрелок и заряжающий.
Бойцы сильно рисковали, но в 1941-1942 годах по сравнению с «коктейлями Молотова» и связкой гранат, которые бросали с 5-10 метров, ПТРД действительно казалось снайперской винтовкой.
Недостатками ружья системы Дегтярёва были громоздкость (вес — 17,3 кг, длина — 2 м), чудовищно сильная отдача и относительно большой временной интервал между выстрелами.
Улучшенной скорострельностью обладало противотанковое ружьё системы Симонова — благодаря магазину (так называемой пачки) с пятью патронами. ПТРС было тяжелее (вес — 20,9 кг, длина — 2,1 м) и конструктивно сложнее, чем ПТРД, но превосходило условного конкурента в количестве выстрелов в минуту, что порой имело решающее значение.
- Sergej G. Simonow (center), soviet small-arms desinger, during tests of a new version of PTRS anti tank rifle (august 1943)
- © Wikimedia
Ружьё Симонова представляло собой нечто среднее между сложной конструкцией ПТР Рукавишникова и однозарядного орудия Дегтярёва. Расчёт ПТРС также состоял из двух человек, но ружьё было удобнее переносить: при необходимости оно разбиралось на две части (ствол с сошкой и ствольная коробка с прикладом).
Расчёты ПТР были объединены в отдельные взводы в составе пехотных соединений. Как правило, в один полк, дислоцированный на передовой, входили три взвода солдат, вооружённых ПТРД или ПТРС.
В 1941-1942 годах ружья Дегтярёва и Симонова были самым дешёвым способом поражения вражеской бронетехники.
Безотказные ружья
Создатель онлайн-энциклопедии современного стрелкового оружия XX и XXI веков Максим Попенкер в беседе с RT отметил, что вплоть до 1943 года СССР было необходимо любыми средствами бороться с нацисткой бронетехникой. Противотанковые ружья в течение нескольких месяцев были безальтернативным по эффективности оружием.
«Противотанковое оружие давало хоть какую-то возможность поражать танки противника на расстоянии. Не всегда удавалось пробить броню из-за недостаточно мощного боеприпаса, была масса эксплуатационных проблем, связанных с функционированием в тяжёлых условиях, пыли, грязи. Но появление пусть и громоздких ПТРД и ПТРС без сомнения помогло остановить наступление немцев», — заявил Попенкер.
Главный редактор оружейного журнала «Калашников» Михаил Дегтярёв считает, что ПТРД было более эффективным оружием, чем ПТРС. По его мнению, в тяжелейших условиях войны на первое место выходили неприхотливость и простота оружия.
«Вероятность поломки или отказа у ружья Симонова была выше. Хотя я бы не стал воспринимать ПТРД как нечто совсем уж примитивное. Для выстрела было необходимо лишь вложить в ружьё патрон и закрыть затвор. Это дело нескольких секунд», — отметил Дегтярёв.
По словам эксперта, манипуляции с затвором на кадрах фильмов о войне обусловлены тем, что применяется холостой патрон и не работает автоматика оружия. Кроме того, он отмечает, что ближе к концу войны ружья Симонова и Дягтерёва стали менее актуальны.
«Во время Великой Отечественной войны были произведены сотни тысяч противотанковых ружей и на начальном этапе их применение решало исход боя. К концу войны важность ПТРД и ПТРС уменьшилась, потому что бронетехника стала более тяжёлой», — резюмировал Дегтярёв.