На днях американские СМИ сообщили, что Дональд Трамп остался доволен встречей с австралийским премьер-министром Малкольмом Тернбуллом.
Последний прибыл в Вашингтон в начале мая. Новость вызвала определенный интерес в связи с тем, что некоторое время назад американский президент уже имел возможность побеседовать с Тернбуллом. Правда тогда политики разговаривали по телефону, и одной из поднятых тем был вопрос размещения в США 1250, как сказал Трамп, «австралийских беженцев», хотя на самом деле речь шла о беженцах из других стран Океании.
Ранее австралийский премьер обсуждал эту тему с Бараком Обамой, и тот дал предварительное согласие. Но для нового американского президента оно стало открытием, причем далеко не приятным. Он назвал это «тупой сделкой». В итоге телефонный разговор оказался на удивление коротким. Американские СМИ проведали, что Дональд Трамп позволил себе повысить голос. А Малкольм Тернбулл был поставлен в крайне неловкое положение — австралийские журналисты, ссылаясь на свои источники, сообщали, что президент США прекратил связь, недослушав собеседника и даже не попрощавшись с ним.
Одна из местных радиостанций задала соответствующий вопрос премьеру, и он как-то неубедительно оправдывался, утверждая, что Трамп трубку не бросал, и мол, говорить тут больше не о чем. Некоторые политические аналитики стали предполагать тогда, что новый президент Соединенных Штатов не заинтересован в укреплении сотрудничества с Австралией, хотя она на протяжении многих десятилетий была одним из наиболее преданных союзников Вашингтона.
Тернбулл опроверг подобные прогнозы, заявив, что американо-австралийские «отношения очень крепкие». А Трамп через несколько дней вновь выступил с обвинениями в адрес СМИ, которые, по его словам, неправдиво осветили телефонный разговор, однако при этом он упомянул о некоторых проблемах в отношениях с Австралией. И больше никаких заявлений от обоих лидеров по данному поводу не поступало.
Но теперь ситуация, похоже, разрешилась. Впрочем, Дональда Трампа нельзя назвать предсказуемым политиком, и сложно сказать, чего следует от него ждать в будущем. На тему будущего австралийско-американских отношений мы побеседовали с экспертом в области международных отношений и гражданских конфликтов, преподавателем Школы политики и международных отношений при Австралийском национальном университете Ричардом Фрэнком.
— Удалось ли премьер-министру Австралии договориться о беженцах во время визита в США?
— Нет никаких сомнений, что эта сделка состоится. Она уже почти состоялась. Я не знаю, почему кто-то верил, что Соединенные Штаты откажутся принимать беженцев. Эта страна каждый год принимает самое большое количество мигрантов со всего мира.
— Дональд Трамп как раз собирался изменить миграционную политику.
— Об американском президенте говорят разное. Он действительно всегда утверждает, что его заботит больше всего внутренняя политика. Поэтому он принял решение ограничить поток беженцев из некоторых стран. Нет ничего плохого в том, чтобы ограничить поток нелегальной миграции. Это может угрожать безопасности страны. В Австралии хорошо знакомы с этой проблемой. В Австралию ежедневно пытаются попасть сотни людей из Африки и Ближнего востока. Правительство было вынуждено пойти на то, чтобы создать в регионе лагеря беженцев. Они располагаются в основном на различных островах. Так страна обезопасила себя. Дональд Трамп хочет того же для США.
— То есть Австралия сама не принимает беженцев, но хочет принудить к этому США?
— Это абсолютно неверно. Ситуация с беженцами Мануса, Науру и других островов находится под контролем ООН. Многие люди находятся в лагерях с 2013 года, когда Австралия запустила программу «Operation Sovereign Borders»(программа по борьбе с нелегальной морской миграцией — Прим.). Многие говорят, что такая политика слишком жестока. Это не правда. Люди платят большие деньги контрабандистам, которые обещают переправить их в Австралию. Они сажают их в лодки и везут на огромные расстояния. С этим начали бороться не потому, что Австралия не способна принимать беженцев. Нет, каждый год в этих лодках до австралийских берегов доплывает несколько тысяч человек — не очень много, но примерно столько же тонут и погибают в океане. Это почти самоубийство, за которое бедные люди платят деньги. Австралия должна была найти способ прекратить это. Поэтому была запущена программа, и людям внушили, что им не нужно так рисковать. Это работает. Таких беженцев стало меньше.
— Тогда почему бы просто не депортировать их обратно на родину?
— По классификации ООН они являются беженцами. Международное сообщество должно позаботиться о них. ООН практически обязывает Австралию расформировать лагеря. Конечно, в них еще нуждаются. Поэтому их надо сохранить, но люди, которые давно в них находятся, нуждаются в переселении. Австралия при содействии ООН занимается этим вопросом. Одной из стран, куда можно переправить часть беженцев, являются Соединенные Штаты. Договоренность была достигнута еще в пошлом году. Новый президент США не стал срывать сделку. Журналисты рассказали не все. Разговор был непростым, так как мы все знаем, что Дональд Трамп думает о мигрантах. Но премьер-министр после телефонного разговора заявил, что договор не отменен. Американской администрации было нужно время, чтобы ознакомиться со всеми документами. Этот договор поможет уладить ситуацию с беженцами. Конечно, это временные меры. Я уверен, что в будущем нам удастся достичь более выдающихся результатов.
— Например, каких?
— Прекращение потока беженцев из Африки, Ближнего Востока и других мест.
— Разве это возможно?
— Конечно, возможно. Надо прекратить вооруженные конфликты в этих регионах. Это сложно, но у нас есть четкая стратегия. В настоящее время главной проблемой является Сирия и Ирак. В этих странах есть Исламское государство*. Из-за террористов мы получили затяжной конфликт. Это стало причиной наплыва беженцев в Европу, Австралию и США. Австралия вместе с США и остальными союзниками пытается решить сирийскую и иракскую проблему. Время показало, что удалось добиться больших результатов. Сейчас перед нами стоит несколько задач, главная — победа над ИГИЛ в Сирии и Ираке. После этого мы совместно с сирийским и иракским народами поможем восстановить государственность.
— А какова роль России в этом сценарии? Она тоже присутствует в регионе.
— Мы все должны ценить вклад России в борьбу с Исламским государством. Но разве Россия имеет какие-то планы на Сирию? Она ограничивается защитой площади, контролируемой сирийским президентом. Я думаю, что наибольший вклад вносят США, поэтому будущее Сирии можно решить без России.
— В этом позиции Австралии и США едины?
— Да. Я повторю, что между нами не было разногласий, в том числе по вопросу беженцев. И наша позиция такова, что мы не игнорируем Россию. Мы ценим ее воздействие на Башара Асада, на Иран. С ней мы можем намного быстрее разобраться с войной, но ее роль не ключевая.
*»Исламское государство» (ИГИЛ) — террористическая группировка, деятельность которой на территории России запрещена решением Верховного суда РФ от 29.12.2014.
Фото АР